Напомним, что в ходе прошедших 9-10 июня 17-часовых переговоров Южная и Северная Кореи договорились провести в Сеуле переговоры на уровне представителей правительства.
То, что консультации могут сложиться непросто, было ясно еще пару дней назад, когда даже многочасовой переговорный марафон в Пханмунчжоме не смог решить все разногласия. Однако до последнего момента оставалась надежда, что и Сеул, и Пхеньян не станут устраивать "войну самолюбий", уступив в, по сути, технических и незначительных вопросах ради общего большого успеха. Но, как выяснилось, все было напрасно.
"Северокорейская сторона заявила, что ее не устраивает уровень представителя нашей делегации, а потому она откладывает направление своей делегации", - заявил собравшимся журналистам представитель министерства объединения Южной Кореи Ким Хён Сок.
Как затем выяснилось, препирания между двумя Кореями по поводу уровня начальников делегаций продолжались весь день и вылились в целую эпопею. Подоплека была достаточно проста: Юг с самого начала настаивал на переговорах на уровне министров, готовясь направить министра объединения Рю Гиль Чжэ. В качестве партнера по переговорам южане хотели видеть со стороны Севера Ким Ян Гона - человека, который отвечает за весь спектр политики в отношении Юга в северокорейском партийном руководстве. Но КНДР не хотела проводить переговоры на таком уровне, а еще лучше, судя по реакции, хотела бы направить фигуру рангом ниже. Сеул же еще вчера предупредил: если не будет Кима, то и Юг "понизит" уровень главы своей делегации.
Вот по этому поводу Сеул и Пхеньян и препирались весь день. Южане отчаянно пытались выяснить, кто будет главным со стороны северян, а те до последнего момента не сообщали. Обмен факсами и телефонными звонками занял длительное время. В итоге оказалось, что из КНДР "главным" прибудет начальник отдела департамента Комитета по мирному объединению Родины. Это - отнюдь не министерский уровень, потому южане быстро отреагировали, заявив, что они понижают уровень главы своей делегации до заместителя министра.
Вот после этого и последовало заявление КНДР о том, что направление делегации отложено. Вся ответственность за срыв переговоров была возложена на Юг. Официальный представитель Сеула пояснил логику действий своего руководства: "В северокорейском комитете есть начальник, есть несколько его заместителей, а потом идут директора департаментов. Это не министры, потому мы и решили направить замминистра", - отметил Ким Хён Сок. Он при этом выразил "глубокое сожаление" в связи с действиями северян, переложив ответственность на Пхеньян.
Следует признать: начало межкорейских консультаций, на которые возлагали такие большие надежды, не задалось. Более того, создан прецедент для дальнейших споров по чисто технической проблеме. Это еще до начала дискуссий по существу проблемы на тему: "Как нам улучшить двусторонние отношения?" Вместе с тем, на Юге не склонны драматизировать ситуацию. Эксперты обратили внимание на слово "отложено" применительно к направлению делегации КНДР. Это дает надежду на то, что диалог в скором времени снова возобновится. Правда, теперь уже он будет скорее всего опять напоминать мелочный торг и придирки, когда никто не будет готов уступать даже в мелочах из опасения "потерять лицо" или "дать слабину".