Такие данные приводит в своем исследовании компания GVA Sawyer. Рост оборотов розничной торговли происходит, в основном, за счет торговли непродовольственными товарами, тогда как обороты торговли продуктами питания достаточно стабильны. Таким образом, растет спрос именно на современные форматы торговой недвижимости в Санкт-Петербурге.
Как любой развитый мегаполис, Санкт-Петербург "обрастает" торгово-развлекательными центрами. Обеспеченность качественными торговыми площадями в культурной столице с вводом крупных торговых комплексов уже превысила 700 кв. м на 1000 жителей и составила на конец I кв. 2013 года 709 кв. м на 1000 жителей. Кроме того, в Санкт-Петербурге появляются и другие признаки крупного торгово-развлекательного города, которые наметились к концу 2012 года. В первую очередь, это локальное насыщение рынка торговых площадей в отдельных районах, децентрализация рынка, открытие торговых комплексов в непосредственной близости от станций метро.
"В дальнейшем ввод новых торговых площадей будет происходить в новых районах, где ведется строительство жилых комплексов, - считает замглавы компании "СКМ Групп" по продажам Родион Алексеенко. - Также будет проведен редевелопмент промзон с дальнейшим освоением этих территорий под застройку, как жилых, так и торговых помещений".
По итогам I кв. 2013 года в Санкт-Петербурге было введено 103,8 тыс. кв. м торговых площадей. Согласно планам девелоперов, объем ввода в 2013 году сохранится на уровне 2012 года и должен составить около 270 тыс. кв. м арендопригодных торговых площадей. Уровень вакантных площадей в среднем по рынку за три первых месяца 2013 года увеличился с 7-8% до 8-9% к концу квартала. Это увеличение связано со значительным количеством вакантных площадей в крупных объектах, преимущественно открывшихся в 2012 - I кв. 2013 года.
В 2013 году уровень вакантных площадей, согласно прогнозам экспертов, будет постепенно уменьшаться до 5-6%, а растущий спрос будет компенсироваться вводом новых качественных площадей. "Сейчас девелоперы делают ставку на развитие направления в сфере строительства крупных торговых центров и семейных магазинов, в том числе продуктовых супермаркетов, - считает Родион Алексеенко. - Наиболее востребованными по-прежнему остаются торговые помещения под непродовольственные товары. Пользуются популярностью торговые площади от 200 до 400 кв. м. Помимо этого, активно начинают развиваться сети магазинов от 1,5 тыс. кв. м до 3 тыс. кв. м".
Среди основных тенденций спроса, проявившихся в I кв. 2013 года, эксперты выделяют развитие развлекательной составляющей в торгово-развлекательных центрах, активное развитие операторов на рынке общественного питания, сближение форматов офлайн- и онлайн-торговли, развитие продуктовых супермаркетов. "В I кв. 2013 года арендные ставки были стабильны, - говорит вице-президент по консалтингу компании GVA Sawyer Эвелина Ишметова. - В 2013 году ожидается умеренный рост арендных ставок, который в годовом выражении составит 7-10%".