Вчера вступил в силу приказ минздравсоцразвития от 5 мая прошлого года "Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками". И теперь на пачках сигарет должны появиться яркие "живописные" картинки, без слов рассказывающие о страшных последствиях этой вредной для здоровья привычки.
Но это не значит, что уже сегодня мы сможем их увидеть в магазинах. С 12 июня запрещается печатать пачки сигарет старого дизайна - без картинок. Стало быть, первое время табак будет продаваться в старых, заранее отпечатанных упаковках. А вот когда эти запасы иссякнут, на прилавках начнут появляться новые сигаретные пачки, уже с картинками.
Эксперты полагают, что это произойдет примерно через месяц. "В принципе, идти на предприятия с проверками, какие пачки для сигарет они изготавливают, можно уже сегодня", - говорит председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
Вообще страшные картинки считаются одной из наиболее эффективных мер борьбы с курением. Конечно заядлые курильщики, может, сразу от вредной привычки и не избавятся. Но объемы потребления табака после такой "наглядной агитации", как правило, снижаются. Да и меньше людей, особенно молодежи, начинают втягиваться в это дело, видя, что называется, воочию, негативные последствия от курения.
При этом по словам экспертов, уровень осведомленности общественности о рисках, связанных с потреблением табака, является низким даже в тех странах, в которых уже не один годпроводятся крупномасштабные антитабачные кампании. Эти последствия часто кажутся абстрактными, но картинки красноречиво о них информируют, можно сказать, конкретизируют представление. А осведомленность о рисках и их серьезности - обязательный и весьма важный фактор стимулирования желания бросить курить.
Посчитано, что люди, курящие по пачке в день, подвергаются воздействию изображений, напечатанных на пачках, во время покупки и потребления сигарет как минимум 20 раз в день (или 7000 раз в год). Это означает 20 возможностей в день донести антитабачное обращение в критические моменты: при покупке и во время курения. Исследования показывают, что намерение бросить курить укрепляется, если наряду с графическими элементами на упаковках также размещается номер "горячей линии" для желающих избавиться от зависимости. Например, когда ее телефон появился на пачках с сигаретами в Австралии в 2006 году, количество звонков на "горячую линию" увеличилось в два раза по сравнению с предыдущими двумя годами. Аналогичная картина наблюдалась в Новой Зеландии, Бразилии, в других странах. Впрочем, в России о размещении на пачках сигарет телефонов "горячей линии" для желающих избавиться от зависимости речи пока не идет.
После того как в 2002 году в Бразилии были введены графические предупреждения, 67 процентов заявили, что они побудили в них желание бросить курить, вызывают отвращение к сигаретам и нежелание к ним прикасаться. Кстати, российские картинки заимствованы как раз у бразильцев. Если быть точнее, изображения нам, россиянам, предоставил минздрав Казахстана, а при их разработке были использованы таиландские и бразильские картинки, доказавшие свою эффективность. Всего их 12 видов: онкозаболевания, пародонтоз, импотенция, ампутация, мертворождение и так далее. Размещаться они будут с тыльной стороны пачки, занимать не менее 50 процентов ее размера. На лицевой стороне будет надпись "курение убивает" размером 30 процентов.
И это, кстати, тот фактор, которым недовольны российские эксперты - гораздо действеннее, если бы картинки были напечатаны на лицевой стороне упаковки и большего размера. А во многих странах они напечатаны с двух сторон. В Австралии, например, они занимают 75 процентов лицевой стороны и 90 процентов - тыльной. В Уругвае - с обеих сторон по 80 процентов, в Канаде - по 75 процентов. Но для того, чтобы мировой опыт можно было применить в России, нужны поправки в Технический регламент на табачную продукцию, или этот момент должен быть четко прописан в техрегламенте Таможенного союза, который обязателен для исполнения в России.