В Пермь Денис Мантуров прибыл вместе со студентами Московского авиационного института (МАИ) и на авиационных предприятиях "Редуктор-ПМ", "Пермский моторный завод" и "Авиадвигатель" лично продемонстрировал будущим авиаторам уникальные отечественные разработки в области двигателестроения.
В России сейчас реализуется федеральная программа "Двигатели для самолета МС-21" по созданию ближне-среднемагистрального пассажирского самолета (БСМС), который придет на смену семействам лайнеров Ту-154 и Ту-204. Предполагается, что семейство МС-21 будет включать три модификации: МС-21-200 вместимостью до 150 пассажиров, МС-21-300 на 180 и МС-21-400 на 210 пассажиров. Дальность полета - до 5000 километров. Для базового лайнера МС-21-200 коммерческая загрузка составит 18 тонн, а крейсерская скорость - 870 километров в час. В качестве силовой установки для самолета выбраны двигатели ПД-14 пермского ОАО "Авиадвигатель" и американские Pratt & Whitney PW1400G. Такую же вариативность обычно практикуют компании Boeing и Airbus, которые предусматривают установку на свои новые самолеты двух, а то и трех вариантов моторов.
- Мы, конечно, рассчитываем на то, что на наши самолеты будут ставиться ПД-14, а для зарубежных заказчиков, если у них есть опыт эксплуатации американских Pratt & Whitney, они могут заказывать другую модель двигателя, - отметил Денис Мантуров. - Но по тому объему предварительных заказов, которые сегодня имеются у "Иркута" (около 240 машин) на 70 процентов - это поставка самолетов с российскими двигателями ПД-14. Думаю, процент примерно так и сохранится в будущем.
Гости посетили испытательный стенд, где сейчас проходят испытания двигатель ПД-14. В нем применяются инновационные сплавы и материалы, кроме того, установлены ограничения по массе, шуму и выбросам вредных веществ. Гости увидели узлы нового двигателя: полую титановую лопатку компрессора низкого давления, камеру сгорания, сопловой аппарат, детали из композитных материалов. Также делегация посетила участок изготовления образцов современных авиационных материалов с роботизированным комплексом, новый специализированный стенд для сертификационных статических испытаний двигателя ПД-14, а также центр акустических исследований, созданный совместно конструкторским бюро и Пермским национальным исследовательским политехническим университетом.
- Первые серийные поставки ПД-14 планируются на 2017 год, - сообщил Денис Мантуров. - В первый год - это около 50 двигателей, а начиная с 2018-го - от 100-150 до 250 двигателей. Пассажиры полетят на новом самолете уже в 2017 году.
По словам министра, на летно-испытательной лаборатории на базе ИЛ-75 двигатель ПД-14 должен быть установлен в начале 2015 года. Потом начнутся и летные испытания. А сертификационные работы должны завершиться к 2017 году - одновременно с завершением сертификации в целом по программе МС-21. Новые двигатели сократят прямые эксплуатационные расходы авиакомпаний в несколько раз.
Министр отметил, что в целом программа создания двигателя не выбивается из изначально установленного графика: серийный выпуск ПД-14 начнется в 2016 году.
В завершение рабочего визита министр провел совещание "О ходе реализации проекта "Двигатели для МС-21" с участием губернатора Пермского края Виктора Басаргина, генерального директора ОДК Владислава Масалова, генерального директора "Оборонпром" Дмитрия Леликова и руководителей оборонных предприятий Прикамья. Министр отметил, что Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" ставила своей целью нарастить долю РФ на мировом глобальном рынке: увеличить ее вдвое по военным самолетам и почти в 1,5 раза - по гражданским. Всего на проект было потрачено около 22 миллиардов бюджетных средств и около четырех миллиардов - внебюджетных.
- На период до 2015 года мы сохраняем свои обязательства со стороны бюджета выделить 14,2 миллиарда рублей на программу ПД-14, - заверил Мантуров. - Мы эти показатели отстояли, и те возможности, которые дает эта программа, для нас сегодня уникальны. Основной залог успеха этого двигателя в том, что используется максимальная кооперация. Это впервые. Даже в Советском Союзе никогда не использовалась кооперация других предприятий: всегда у каждого из серийных заводов был один разработчик и соответственно серийный завод. Мы за 3,5 года по сути создали технологический набор инженерных решений и обеспечили своевременную разработку и производство двигателя ПД-14. Это первый удачный опыт двигателестроительной кооперации: все предприятия и конструкторские бюро, вовлеченные в работу над программой, в рамках своей компетенции объединены в единую корпорацию. Анализ всей проделанной работы показывает, что действия государства и предприятий, предпринятые в 2007 году по объединению - были правильными и своевременными.