13.06.2013 00:22
Общество

Швыдкой: Жаль, что за пределами интересов СМИ остается много интересного

Текст:  Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №125 (6101)
Томоё Фукуда, миловидная черноволосая женщина лет тридцати пяти, учительница старших классов одной из токийских общеобразовательных школ, была явно ошеломлена неожиданным подарком судьбы.
Читать на сайте RG.RU

Она оказалась десятимиллионной посетительницей ежегодных фестивалей российской культуры в Японии. Застенчиво улыбаясь, под аплодисменты своих соотечественников и гостей из России, которые собрались в просторном зале гостиницы "Империал" для участия в церемонии открытия восьмого по счету фестиваля, она принимала поздравления и сертификат на туристическую поездку в Россию, куда она может отправиться с кем-то из своих близких уже в нынешнем году. На этот раз в церемонии принимали участие 93-й премьер-министр Японии Юкио Хатояма , делегация Государственной Думы во главе с Михаилом Слипенчуком, возглавляющим парламентскую группу дружбы с Японией, японские парламентарии, сенаторы, руководители японских министерств и ведомств, общественные деятели, среди которых блистала замечательная актриса Комаки Курихара, очарованная Россией еще в ту пору, когда снималась в знаменитом фильме Александра Митты " Москва, любовь моя". Аплодисменты были искренними и достаточно долгими для того, чтобы я успел сказать самому себе: "Ты представляешь, какое информационное шоу сделали бы американцы из подобной истории. Они наверняка бы держали его в эфире неделю, перебрасывая с одного телевизионного канала на другой; в радиоэфире звучали интервью родителей этой замечательной учительницы, которая заслуживает всего на свете и без того, чтобы быть десятимиллионной посетительницей фестиваля российской культуры, а в социальных сетях все ее подруги по школе и университету уже бы выложили фотографии их дружеских встреч. И, наконец, как минимум две телевизионные группы готовились к тому, чтобы рассказать миру о том, как ее замечательно встретили в Нью-Йорке и Вашингтоне". Но в зале токийского "Империала" были всего две камеры японских телеканалов, усиленные полудюжиной японских же газетчиков и единственным представителем российских СМИ, корреспондентом ИТАР-ТАСС. От него, собственно говоря, интересующаяся отечественная общественность неделю назад и узнала о Тамоё Фукуде и о том, что на фестиваль российской культуры пришло более десяти миллионов зрителей. Общественности было немного - на порядки меньше, чем зрителей российских фестивалей в Японии.

Почему мы думаем, что, если мы сами не любим себя, нас полюбят посторонние люди в зарубежных странах?

В прошлую пятницу в Гааге в десятый раз вручали "РусПри", престижную общественную премию, которой награждают голландцев и россиян за их вклад в развитие связей между Нидерландами и Российской Федерацией. Список ее лауреатов составляют руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций, мастера искусств, ученые, спортсмены, общественные деятели. Но даже про десятую церемонию, на которой лауреатами стали не только Посол Королевства Нидерландов в Российской Федерации Рональд Келлер, но и такие компании, как "ЛУКОЙЛ" и "Совкомфлот", в нашей стране практически ничего не узнали. Равно, как и про две прекрасные российские выставки, открывшиеся в Нидерландах в первой половине июня: огромная экспозиция современной российской скульптуры расположилась в одном из центральных бульваров Гааги, в ее открытии принимала участие королева-мать; а на одном из военных кораблей нидерландских ВМС публика знакомится с жизнью Российского флота. Но даже простой информации обо всем этом вы не найдете на специальном сайте, посвященном "перекрестным годам" России и Нидерландов, - он не обновлялся с апреля месяца. Видимо, всем некогда, хотя этот сайт поддерживает одно из ведущих информационных агентств нашей страны. Но почему мы думаем, что, если мы сами не любим себя, нас полюбят посторонние люди в зарубежных странах? Глупейшая самонадеянность. Сегодня за пределами России мы найдем немало примеров абсолютной расположенности зарубежной публики к нашим культуре, науке, даже образованию. И это на общем фоне негативно настроенных к России печатных и электронных СМИ, где трудно найти объективные материалы о нашей стране.

Никогда не забуду крылатой фразы, услышанной мною в первый же день работы телевизионным начальником: "Хороших новостей не бывает". Помню, как мы ругались в пору рождения телеканала "Культура", пытаясь придумать интонацию и форму подачи новостей, - как на грех, на экспозициях никого не насиловали, а на премьерах никого не убивали, даже норковые манто не крали из гардеробов.

Мне жаль, что за пределами интересов СМИ остается так много интересного

Мы так яростно боролись с советским информационным официозом, что забыли про существование нормальной - разнообразной, а не только криминальной жизни. "Мягкая сила" (честно скажу, я не люблю этот термин, впервые введенный в обиход гарвардским профессором Джозефом С. Наем-младшим в 1990 году, хотя бы потому, что его любят использовать высокопоставленные американские военные) в любом случае предполагает создание положительных образов страны, ее социокультурной и гуманитарной конкурентоспособности. Помимо всего прочего, она требует координации всех информационных ресурсов - и тех, что работают внутри страны, и тех, что ориентированы за рубеж. К нашим СМИ присматриваются во всем мире - успех Russia Today в You Tube важное тому свидетельство. Но мне искренне жаль, что за пределами интересов телекомпаний, радиостанций, печатных и электронных СМИ остается так много интересного. Телеканал "Культура", вызывающий зависть у мировой телевизионной общественности, не может объять необъятного.

Ну кто готов рассказать о том, например, как нидерландские моряки делают копию домика Петра Первого, в котором он жил в Заандаме, чтобы осенью привезти его в Москву и поставить в Коломенском. Боюсь, что не получу ответа.

СМИ и соцсети Позиция