Привычным для старшего поколения играм нынешние дети предпочитают компьютерные. При этом страдает не только образовательный процесс - вся жизнь, психика ребенка терпит необратимые изменения.
Как вытащить чадо из "паутины"? Предложить ребенку нечто более интересное, считает Владимир Чикишев, директор школы-интерната для глухих детей. По совместительству он - руководитель театра "Пиано", в котором играют воспитанники школы.
"Наутилус" вместо парты
Вместе с женой Мариной Владимир придумал и воплотил в жизнь игровую комнату "Наутилус" - подводную лодку, уходить с которой не хочется не только детям, но и взрослым. Пространство сказки, в котором педагоги вместе с детьми решают воспитательские задачи - объясняют, что такое хорошо, а что такое плохо, раскрывают детский потенциал, учат понимать жизнь и не бояться ее, взаимодействовать с окружающими. Не говоря уж о рядовых школьных предметах - астрономии и физике, которые в "Наутилусе" воспринимаются на одном дыхании.
"Подводную лодку" в отдельно взятой школе Владимир и Марина придумали около года назад.
- Мы хотели сделать такую комнату, заходя в которую ребенок почувствовал бы, что не хватит целой жизни, чтобы во все это переиграть, - рассказывает Владимир.
Лукоморье на страже науки
В результате получился мир, в котором уютно было бы Льюису Кэрроллу с его Алисой, Экзюпери с Маленьким принцем и Андерсену с Оле Лукойе - в такой комнате дух захватывает не только у детей. Очевидно, что в мире сказок должно свершаться нечто значительное и особенное. Так оно и происходит.
Посреди комнаты - огромный "лего" - стол с отверстиями, в которые, конечно же, интересно влезть. По периметру "Наутилуса" - ящички, в каждом из них под ключиком - развивающая игра.
- Мы не придумали ничего нового - взяли самое лучшее, что было для детей, начиная со времен Леонардо да Винчи, - поясняет Марина Чикишева.
Ребенок вместе с педагогом выбирает игру и получает ключ от ящичка. Играют тоже вместе, поскольку цель - не просто отвлечь ребенка на пару часов, а решить важнейшие - не только учебные, но и жизненные - задачи. В углу "Наутилуса" растет тканевое дерево - Лукоморье, придуманное Мариной. На ветвях - русалка в компании других сказочных героев.
- Это игровой модуль, - говорит автор. - Программа по текстильному моделированию для девочек, здесь мы прививаем им понятие стиля.
Помогают в обучении бабочки, саламандры - в таком окружении учебный материал дается куда интереснее, чем на уроках труда.
Провокация для педагога
В другом углу "Наутилуса" - бассейн с волшебной подсветкой, наполненный белыми шариками. Возле него - два стола для песочной импровизации. Дети могут часами рисовать на песке, и картины никогда не повторятся: игра-бесконечность, вселенная творчества. Венчает "подводную лодку" железная дорога, пущенная под потолком.
- Обычная проходит под ногами, но это скучно и ненадолго, - поясняет Владимир Николаевич.
В "Наутилус" могут попасть все воспитанники школы-интерната начиная с 1-го класса. Сейчас в школе учатся 64 ребенка.
- Такая комната - провокация для педагога, - говорит директор школы. - Здесь в необычной обстановке можно проводить какие угодно уроки, видеоэкскурсии по музеям, полеты в космос - да что угодно.
К сентябрю "Наутилус" полностью дооснастят, новый учебный год воспитанники интерната встретят в самой настоящей сказке.
Чудо рождается на сцене
Однако "подводной лодкой" игровое пространство школы не ограничивается. Важнейшая составляющая здесь - театр "Пиано". На сцене решаются важнейшие для детей вещи. И в сотворчестве рождается чудо.
- Не может быть убедительности взрослого без его открытости, - говорит Владимир Николаевич. - Иначе дети становятся невосприимчивыми, необучаемыми. Нужно, чтобы поставленные перед ними задачи не пугали, а волновали и возбуждали.
В день нашего визита "Пиано" дал представление, после выступления - разбор ошибок. Который тоже происходит в игровой форме.
Настя, дочь Владимира и Марины, показывает актерам их ошибки и делает замечания. Но этот "разбор полетов" - уже сам по себе маленький театр в театре, импровизация и полет фантазии. Актриса - маленькая Валя - не слышит музыки. Но в совместном творчестве она начинает буквально жить в ее ритме, и происходит чудо - девочка начинает танцевать. Валя не знает, что танцует - танцем это называет взрослый слышащий зритель. Она просто дышит движением, не играет на сцене, а живет на ней. За 1,5 часа разбора ни один из актеров не пожаловался на усталость - интересно. А они - будто заводные - все так же ловко становятся на мостик, делают "колесо" и отпускают в небо воображаемых птиц.
- Нужные для педагога задачи здесь реализуются в игровом диалоге, - говорит Марина. - Посмотрите: Настя выводит их на тот уровень, когда они принимают все, что она хочет до них донести. Мы опираемся на их возможности, талант, доверие к миру, к нам и получаем потрясающий результат.
- Помогает ли это им в жизни? Конечно, помогает, - уверен Владимир. - Мы формируем ансамблевое мышление, способность жить среди людей, договариваться с ними. А это важно для любого ребенка, не только для того, который не слышит.
Ольга Никитина, председатель попечительского совета театра "Пиано":
- Детей радует в этой комнате все - свет, цвет, предметы. Многое было сделано вручную - создатели "Наутилуса" действительно вложили в него частичку своего сердца, и дети это чувствуют. Не все в этой жизни можно приобрести за деньги, поэтому важно творить добро ради того, чтобы горели глаза детей, чтобы они чувствовали все то тепло, с которым к ним относятся взрослые.
Где в Нижнем можно взять бесплатные уроки театрального искусства для детей:
Приокский район - клуб им. Гагарина, пр. Гагарина, 110. Тел. (831) 465-52-01;
клуб им. Кринова, пр. Гагарина, 41. Тел.: (831) 465-45-45, 465-48-50.
Советский район - Дом детского творчества, ул. Б. Панина, 5. Тел.: (831) 428-76-96, 428-74-12; детский кукольный театр "Солнышко", ул. Рокоссовского, 4 (детская библиотека им. Гагарина). Тел. (831) 467-01-93.
Сормовский район - детский клуб "Орбита", ул. Федосеенко, 11. Тел. (831) 225-11-99.