14.06.2013 13:50
Культура

В Уфе поставили "Дни нашей жизни" по Леониду Андрееву

Текст:  Александр Данилов Гульназ Данилова (Уфа)
К закрытию 151-го сезона Русский драмтеатр Башкортостана подготовил для зрителей премьеру - драму "Дни нашей жизни" по пьесе Леонида Андреева. Поставил ее приглашенный режиссер Алексей Курганов.
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Дни нашей жизни" в Уфе

Этот спектакль, конечно, о любви, но без хэппи-энда. Действие пьесы, написанной в 1908 году, происходит в университетской среде. Студенты беззаботно проводят дни, гуляя по Москве, и думают, что все вокруг просто и ясно. Центральное место занимает пара влюбленных - студент Николай Глуховцев и девушка Ольга, как будто тоже студентка.

Их отношения являются идиллическими ровно до того момента, как Оля призналась, что является содержанкой. Для Коли это стало ударом. Не зная, как справиться с ситуацией, он пытается наставить подругу на путь истинный, впрочем, и сам мало в это веря. Затем пробует застрелиться, но так и не решается на самоубийство. В конце концов он просто оскорбляет Ольгу и дает ей пощечину, после которой примирение уже невозможно.

По словам режиссера, рациональное зерно пьесы заложено не в сюжете, а в той коллизии, через которую человек приобретает новый душевный опыт. Через это происходит и слом, и взросление. Кстати, по первому образованию Алексей Курганов - филолог, кандидат филологических наук, а темой его диссертации стала антропология русского модернизма, в том числе и по Леониду Андрееву.

- Для меня эта пьеса - про прощание, не только с первой любовью, но и с молодостью, иллюзиями, невинностью души. Если найти эту точку, которая для всех что-то значит, тогда материал начинает открываться зрителю. И те, кто терял друзей или вообще прошел какой-то путь, могут к этому подключиться. Все ведь учились где-нибудь и знают это ощущение молодости, братства, беззаботности, безответственности, которое потом проходит, а чувство полета сменяется чувством "лунных ботинок", - отметил режиссер.

Интересен спектакль не только тем, что в его основе - произведение Леонида Андреева, которого ставят не так часто, хотя справедливости ради надо сказать, что русдрамтеатр уже во второй раз обращается именно к этой пьесе. Постановка будет привлекательной для зрителей тем, что в роли Николая Глуховцева они увидят Рустема Гайсина, одного из самых ярких молодых артистов театра. Молодых, скорее, по возрасту, а не по уровню мастерства, недаром коллектив выдвинул его на соискание Республиканской молодежной премии имени Шайхзады Бабича. Для артиста новая роль стала интересным опытом, прежде всего с точки зрения исследования человеческой природы.

- Осуждаю ли я своего героя? Не знаю. Знаю только, что это слабый человек, который попал в ситуацию, из которой не может найти выхода. Он находится на краю: застрелиться не смог, и та пощечина - от безысходности. Возможно, пройдет полгода, он окончит университет, станет известным юристом, познакомится с другой девушкой, и все у него наладится. Но в этот момент у него внутренности вытащили, плохо ему. Это спектакль о перерождении человека, - говорит Рустем Гайсин.

Спектакль существует в двух временных плоскостях: в начале XX века и как будто в наши дни. Это подчеркивается и нарочитым смешением реалий, отражающимся в костюмах и предметах, и звуковым ряде. Со сцены звучат и старинные песни ("Быстры, как волны, все дни нашей жизни…", "Ах, зачем эта ночь так была хороша"), и современные песни, например, "Мне приснилось небо Лондона" Земфиры.

Споры о правомерности подобной  "сшивки времен" оставим театральным критикам, но в том, что "дни нашей жизни" - это всегда сегодня и сейчас, сомнений, наверное, ни у кого не возникнет. Тем более что у исполнителя главной роли Рустема Гайсина есть удивительные качества - органичность и чувство времени. Любую роль, главная она или второго плана, он играет так, что зритель верит: действие происходит в данный конкретный момент, а герой не мог поступить иначе.

Это его дарование особенно ярко проявилось в спектакле "Бешеные деньги". Уже с премьерных показов классическая пьеса А.Н.Островского вдруг открылась с новой стороны, и каждого персонажа публика невольно стала "примерять" к себе или к своим знакомым, находя немалое сходство. В соцсетях, где, вообще-то, о театре не особо говорят, появились даже такие записи: "Ради Рустема Гайсина в роли Телятева стоит пойти на спектакль "Бешеные деньги". Кстати, им и закроется 151-й театральный сезон.

Роль Ивана Петровича Телятева для артиста на данный момент самая любимая. Говорит: Телятев занял большую часть его души. В этом персонаже отразился сам дух нашего времени, и он, Рустем Гайсин, возможно, был бы таким же, если бы не семья, где растет дочь, обязательства перед собой, театром и зрителями… Признание неожиданное, но - честное.

Артист начал играть в спектаклях русдрамтеатра еще студентом и, по компетентному мнению художественного руководителя Михаила Рабиновича, растет от роли к роли. Появляясь на сцене, он приковывает к себе внимание и удерживает его, как магнит. Поэтому запоминаются и такие его роли, которые для кого другого могут быть "проходными". Он занят в спектаклях "Скупой" (Валер), "Венецианские близнецы" (Хозяин гостиницы), мюзиклах "Голубая камея" (клеврет Таракановой, Офицер) и "Снежная королева" (Принц, Мудрец северных народов), "Дачники" (Влас), "Снегурочка" (Берендей) и "Маскарад" (Игрок).

- Он живой человек, и это автоматически приближает его к зрителю, - профессионально объясняет этот феномен Алексей Курганов. -Интересный, одаренный, нервный артист, мгновенно реагирующий на импульс. У Рустема есть важное для современного художника: органика, нервность и голова, то есть собственная позиция и мировоззрение. Он должен понимать, что делает. Ведь если артист внутри обыватель - что он наваяет?

Сам Рустем считает, что мало "выучить профессию", то есть овладеть основами ремесла, главное на сцене - быть честным, правдивым, не врать себе и людям. Так учила его мама (сыгравшая, кстати, в выборе профессии не последнюю роль), и руководитель мастерской в академии искусств - художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра РБ, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана Михаил Рабинович.

Рустем Гайсин интересен на сцене, потому что одарен многогранно. Он - человек-оркестр, с детства увлекался всем и сразу, не освоенным осталось только, пожалуй, рисование.

- Когда остается что-то одно, мне становится скучно и неинтересно делать это "одно", поэтому помимо театра стараюсь заниматься чем-то еще, - говорит он.

Рустем прекрасно танцует - сказываются занятия бальными танцами еще с детского сада и учеба в классе с танцевальным уклоном в башкирской гимназии №136. Отлично поет - недаром еще в школе играл на гитаре и "сколотил" собственную группу. Кстати, поет Гайсин не только в спектаклях, но и на концертах, где выступает со своим "Gaisa Оrchestra", исполняя песни собственного сочинения. Еще ему нравится работать на телевидении. До реорганизации телеканала "Вся Уфа" он вел там передачу "Друзья", куда приглашал своих коллег из театра.

Театр для Рустема Гайсина - естественная среда обитания. Свою профессию называет "космической". И не жалеет о своем выборе, как, впрочем, ни о чем, что происходит и еще произойдет в его жизни. Живет не по плану, всегда открытый всему новому. И это новое несет со сцены публике.

Спектакль "Дни нашей жизни" в Уфе
 
Драматический театр Уфа Башкортостан