16.06.2013 10:51
Культура

В парке Рамонского дворца прошел вечер аргентинского танго

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Баянист Айдар Гайнуллин и виолончелист Борислав Струлев сыграли зажигательные произведения Астора Пьяццоллы и Ришара Гальяно на традиционном опен-эйре Платоновского фестиваля в Рамони.
Читать на сайте RG.RU

Молодые, но увенчанные множеством профессиональных наград и концертирующие в лучших залах мира музыканты выступили с воронежским молодежным симфоническим оркестром. Нашли, что звучит он не хуже, чем аналогичные коллективы Европы, и не преминули восхититься самим фестивалем.

- Программа просто высочайшего класса - я знаю, что говорю, потому что сам провожу фестиваль классической музыки в Белгороде. Один Российский национальный оркестр во главе с Михаилом Плетневым привезти - это уже подвиг, я как представлю: два чартерных рейса… - отметил Борислав Струлев. - Важно, что к фестивалю делается много технических улучшений. Меня поразил зал филармонии, где мы репетировали, артистические гримерные. Я был готов к худшему, поскольку помнил, как несколько лет назад еще с Тихоном Хренниковым мы ездили на его фестиваль в Елец. Страшные места… Хотя, должно быть, с тех пор и там все изменилось.

Гости выбрали произведения, понятные любому слушателю независимо от его музыкальной подготовленности. А на "бис" и вовсе грянуло попурри из культовых рок-песен.

- Нередко организаторы гастролей боятся приглашать виолончелиста с "серьезной" программой, боясь не собрать полный зал, - пошутил Струлев, - но мне стоит сказать, что приеду с баянистом и играть буду танго - сомнения рассеиваются!.. Ну, вы же в курсе, что Ростропович тоже играл в сопровождении баяна, когда по Сибири гастролировал и в местных ДК не находилось роялей. Мне интересно сотрудничать с Айдаром, потому что при таком сочетании изученное, казалось бы, до мелочей произведение звучит очень необычно: в отличие от рояля, у баяна нет затухания звука, он мощно тянется, пока вам не надоест растягивать меха.

Айдар Гайнуллин признался, что его исполнительскую жизнь осложняет имидж баяна как инструмента сугубо народного. Несмотря на победы в крупнейших конкурсах и выступления с известными солистами. А уж на первых порах, учась в консерватории, он для заработка и на свадьбах играл.

- Одна мне запомнилась особо - 50-летие совместной жизни Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, где собрались разные короли, дипломаты и звезды музыкального мира. Это, конечно, уже позже было, когда меня благодаря Ростроповичу стали повсюду приглашать. Так вот, на его "золотой свадьбе" я играл танго, вставив в середину "Свадебный марш" Мендельсона. И маэстро закружился в паре с супругой - говорил, что раньше никогда они вместе танго не танцевали, - вспомнил Айдар Гайнуллин. - Ростроповичу я вообще очень многим обязан. Через него познакомился с режиссером Иваном Вырыпаевым, который сподвиг меня на написание музыки. Началось со спектакля - я еще раздумывал, потому что театр странный какой-то, современная драматургия, мат-перемат… А потом пошло-поехало: саундтрек к вырыпаевскому фильму "Эйфория", награды, заказы от Люка Бессона и других знаменитостей.

Он любит экспериментировать и с еще более экзотическими (для классического репертуара) инструментами. В Воронеж привез французскую аккордину. На других концертах Айдара можно услышать тунисское пение, армянский дудук и даже тувинский игил (палка, две струны и головка грифа в виде лошадиной головы), на котором ему аккомпанирует Борислав.

Оба - и Гайнуллин, и Струлев - с мальчишеским задором ломают обывательское представление о классическом музыканте как человеке, сосредоточенном на репетициях и интерпретациях произведений. Ведут себя на публике так, будто гастроли - пир духа и желудка, а концерты - захватывающее приключение.

- Родители работали параллельно в пяти местах, влезли в долги - чтобы купить мне баян, который тогда стоил, как "Волга". Старший брат со мной сидел, занимался, стимулировал: мол, станешь виртуозом, как Рихтер, начнешь выступать за границей… Ну, я и старался. Мне ж тогда, в начальной школе, все равно было, куда идти - в спорт или в музыку, - рассказал Айдар. - И вот у меня сейчас баян называется "ВВ" - в честь президента России, конечно, и живой ВВ со мной на пару иногда играет. Вспоминает что-то со школьных лет, он ведь тоже по классу баяна в свое время учился.

Подобных веселых историй - как и искрометных сценических придумок - в их багаже предостаточно. Классическая музыка в наши дни нуждается в промо-акциях, подчеркнул Струлев:

- Например, на "Славянском базаре" в Витебске я как предложил сделать (чем ужасно горжусь): красочное шоу, спецэффекты, 350 музыкантов на сцене - и все это не под стандартную "минусовку", а под мою виолончель. Мы с Айдаром не капризничаем, играем там, куда позовут: на открытиях и закрытиях форумов, приездах и отъездах президентов, днях городов. Выступать на свежем воздухе приятно (если комары у лица не вьются тучей, заглушая твою мелодию), но нелегко. Виолончель же реагирует на температуру, влажность, давление. Полетала в самолете - глядишь, струна на репетиции лопается. На улице пять часов провела - звук изменился. В Коста-Рике у меня она от влажности вся капельками покрылась. Ну, поплакали мы с ней, сходили на ужин - и на сцену.

Поп-музыка Воронеж Центральная Россия