Ограничения перечислены в проекте поправок в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которые внесены в Госдуму. По тем, кто предпочитает уводить прибыль в офшоры, авторы поправок предлагают ударить сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, предлагается запретить заключать с ними договоры, предусматривающие экспорт из России товаров и технологий, которые включены в перечень, утвержденный правительством. Во-вторых, ввести запрет на участие в приватизации государственного и муниципального имущества. В-третьих, таким компаниям могут запретить владеть на праве собственности акциями акционерных обществ, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение. Их также предлагают лишить права на получение субсидий и инвестиций из бюджетов всех уровней.
Кроме того, по законопроекту такие компании не должны быть поставщиками товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, для госкорпораций, госкомпаний в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также для всех остальных предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета.
Правда, предлагаются и некоторые послабления. Они могут коснуться фирм, если между Россией и иностранным государством, в котором они зарегистрированы, заключено соглашение, предусматривающее обязательства этого государства предоставлять нашей стране сведения о выгодоприобретателях и конечных владельцах офшорных компаний и информацию об уплате ими налогов и иных обязательных платежей.
Но такие запреты вряд ли помогут, считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец. Главное, что необходимо сделать, - это пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения и отменить льготы для иностранных компаний, считает он. Сейчас компании, работающие в юрисдикциях, с которыми заключены такие соглашения, пользуются льготами по налогообложению в России доходов в виде дивидендов, процентов, "роялти" и иных "пассивных" доходов. В перспективе, считает Хейфец, следует подумать о снижении соответствующих налогов в российской юрисдикции, начав, например, с важнейших для модернизации секторов экономики. При этом, например, в 2011 году только в результате использования легальных возможностей минимизации налогообложения российский бюджет потерял порядка 50 миллиардов долларов, говорит эксперт.
Надо следить за трансфертным ценообразованием, продолжает Хейфец. Такой механизм позволяет продать продукцию по заниженной цене внутри холдинга, зарегистрированной в офшоре компании, и, соответственно, заплатить меньше налогов. Потом эта же структура продает продукцию по "нормальной" цене, но прибыль оседает за рубежом. Такие сделки по закону попадают под пристальный контроль налоговиков, цены по ним надо обосновывать. Но, похоже, фирмы уже научились обходить закон, проверять сделки тяжело, факт занижения цены сложно доказать в суде, говорит Хейфец.
В качестве морально стимулирующей меры эксперт предложил подумать и о составлении доступных общественности списков конкретных лиц или компаний, которые используют офшоры. "Присутствие в этом списке должно стать тормозом для карьеры, барьером для развития компании", - уверен он.