Семь лет после университета Дэнон занимался исследованиями в области атомной энергетики и заседал в национальном комитете по ядерной энергии США. На восьмом году он понял, что средств для уничтожения Земли создано гораздо больше, нежели средств для ее спасения. Осознав это, он совершил поступок: покинул ядерную физику, оставил карьеру ученого, сулившую достаток, и вернулся в Калифорнийский университет в качестве студента отделения психологии. Через несколько лет профессор Дэнон Пэрри - видный специалист в области конфликтологии, основал фонд "Священная земля", эмблемой которого стал земной шар, бережно укрытый человеческими ладонями.
Даяна в юности работала репортером, даже была директором отдела информации на довольно крупной радиостанции. Война во Вьетнаме на многое открыла ей глаза.. Она и ее подруга сложили все, что у них было, для покупки типографского оборудования: они хотели издавать сами то, что подсказывала им совесть. Они познакомились на какой-то дискотеке. Дэнон предложил ей вести делопроизводство в фонде. Она согласилась делать это бесплатно, узнав, чем занимается "Священная земля". "Это решило все, - сказал мне профессор Пэрри, - я понял, что на ней надо немедленно жениться".
Так чем же занимался фонд "Священная земля"? Ни много, ни мало они улаживали международные конфликты. Как они это делали? К тому времени, когда мы познакомились, они уже имели опыт организации летних лагерей для подростков из Англии и Северной Ирландии - стран, находившихся в конфликте. Им удалось также организовать совместную жизнь и работу детей из США и Никарагуа, из США и Кубы...
Идея профессора Пэрри была проста. Он считал, что если молодое поколение двух стран будет знать друг друга, то когда дети вырастут и займут ключевые посты в своих странах, - они уже не смогут враждовать друг с другом, кто бы или что бы их к этому не подталкивало.
В начале 1985 года они приехали в Москву с идеей организации летнего компьютерного лагеря в Америке для подростков из СССР и США. В высоких кабинетах, куда они сумели попасть, им кратко объяснили, почему это невозможно. Бедолаги, они долго не могли себе уяснить истинные причины несговорчивости советских властей. Никто не хотел брать на себя никакой ответственности, это не было принято у советских чиновников. Ответственность взял на себя пожилой академик, математик Андрей Петрович Ершов. Он сказал, что отберет способных ребят из математической школы Новосибирскогго академгородка, сам добьется разрешения у властей и сам повезет детей в Америку. Дэнон и Даяна были счастливы. Они вернулись в Сиэтл и стали готовиться к приезду советских подростков: собирали деньги, продавали пироги, испеченные дома, а на выручку покупали все необходимое. В общую копилку пошли и личные сбережения. Они напечатали объявления в местных газетах с просьбами к гражданам Сиэтла принять наших подростков в своих домах. Желающих оказалось столько, что Дэнону и Даяне пришлось устраивать конкурс. Те, кого они по каким-то причинам отсеивали, - жаловались на них в суд, были такие случаи.
И вот наконец наши ребята приехали, и программа, задуманная профессором конфликтологии Дэноном Пэрри, осуществилась. Удалась ли она? Вполне. Наши и американцы при содействии Дэнона, Даяны и Ершова настолько привязались друг к другу, что когда расставались - размазывали по щекам слезы.
Через год они снова приехали в Москву с абсолютно "бредовой" идеей: организовать встречу американских "вьетнамцев" и наших "афганцев". В тех же кабинетах им опять доходчиво объясняли, почему это невозможно. Да еще пожурили, как малых детишек: как же это вы, господа, додумались равнять ваших агрессоров с нашими воинами-интернационалистами?! Однако в то время была перестройка, и разумных людей с низким порогом страха было все же побольше. Опять нашелся человек, который взял на себя ответственность. Через два месяца я сам видел, как обнимались и плакали о своей общей судьбе их "вьетнамцы" и наши "афганцы", сидящие в инвалидных колясках. Про себя я отметил, между прочим, что их коляски были не чета нашим тарантайкам. Не этого ли сравнения боялись советские чиновники?
Я часто вспоминаю их - Дэнона и Даяну. Они стали первыми американцами, которые разрушили в моем сознании стереотип о том, что только советский человек по-настоящему борется за мир, только наш человек бескорыстен и высокодуховен, только он всегда готов прийти на помощь. К счастью, это оказалось не так. Профессор Пэрри и его жена оказались куда богаче духовно, щедрее и бескорыстнее, чем многие из тех, кто тогда заставлял нас учить наизусть моральный кодекс строителей коммунизма, а теперь тычут пальчиком в Новый Завет.
Почему у нас до сих пор не нашлось ни одного Дэнона Пэрри, ни одной Даяны Глазго, которым бы пришла в голову простая мысль: организовать летние лагеря для подростков из Москвы и Грозного, для подростков из Азербайджана и Армении, из России и Грузии. Пусть бы они провели вместе летние каникулы и, возможно, лучше бы узнали друг друга, и не исключено - подружились бы...
Почему?