17.06.2013 14:20
Экономика

Петровский линкор подготовили к переходу в Воронеж

Текст:  Антон Валагин (Воронеж) Игорь Филонов
На Павловском судостроительном заводе готово к отплытию металлическое самоходное днище для копии линейного корабля "Гото Предестинация", 300 лет назад спущенного на воду в Воронеже Петром Первым. Свой любимый корабль император построил за полтора года, на создание копии понадобилось три.
Читать на сайте RG.RU
Краведческий музей и судостроительный завод в Павловске

Порт трех морей

Павловск - город не только речной, но и морской. В краведческом музее рассказывают, что здешние места не раз были морским дном: сперва в девонский период, затем в верхнемеловой. В промежутках, когда Павловск выглядывал из-под воды, здесь бродили длинношерстные носороги, а мамонты чесали бока о меловые осыпи.

- У нас и стоянка древнего человека имеется, как в Костенках, - заявила сотрудница музея Ольга Мозговая, указывая на лежащий в ящике человеческий скелет. В музее его зовут Петей. Павловский краеведческий располагается в доме бывшего городского головы, купца и почетного гражданина Ивана Одинцова. Посвященная древним временам экспозиция расположена в бальной зале купеческого особняка, советский период - в людской. Вход в музей украшает изящная арка, подпертая небольшими кариатидами.

До начала XVIII века Павловск был обыкновенным селом. Но пришел Петр Первый и, произнеся по своему обыкновению: "Флоту русскому быть!" - поставил пушечный, литейный и пороховой заводы, канатную и шерстяную фабрики. В 1709 году появилась верфь, к которой плененные под Полтавой шведы выкопали канал. Охранял все это хозяйство Тамбовский полк, согласно местной легенде утонувший во время половодья вместе с лошадьми.

В углу бальной залы купеческого особняка стоят поднятые со дна реки Осередь якоря и ядра, а местный судостроительный завод отсчитывает свою историю с 1709 года. Построенные на здешней верфи корабли Петр вел к Азовскому морю. При желании суда из Павловска могут дойти туда и сейчас - по Дону. Но заказов нет.

На дне

В советское время павловских судостроителей знал весь Союз, построенные здесь буксиры и баржи до сих пор ходят по Лене и Енисею. На заводе работало до 300 человек, каждый месяц они делали по буксиру. Потом было время, когда численность работников сократилась до 20 и единственным их занятием было выжить и сохранить верфь с трехвековой историей. Выжили, сохранили - правда, для этого пришлось ковать гвозди, выпускать колбасу и другую непрофильную продукцию.

Сейчас Павловский судостроительный завод не то чтобы лопается от довольства, но и не прозябает. 60 его работников строят понтонные мосты и паромы, плавучие дачи и бани, ремонтируют суда - на стапеле стоит, например, трудяга-теплоходик М-57, перекатавший несколько поколений воронежцев по водохранилищу. Теперь теплоходу предстоит капитальный ремонт, на днище его чернеют свежие заплаты.

Из-под стенки выглядывает высокая металлическая корма спущенной на воду "Гото Предестинации". На палубе копошатся рабочие, брызжут искрами несколько сварных аппаратов. На надстройке мелом написано "Рабочий класс - могильщик капитала", сквозь палубный люк видны немецкие дизеля в трюме.

- Самый современный корабль в округе! - заявила директор завода Надежда Маринкина. - Мы бы быстрее его построили, но изменились требования судового регистра и импортное оборудование пришлось заново сертифицировать.

Начинен линкор по последнему слову техники: системы жизнеобеспечения и пожаротушения, навигация ГЛОНАСС/GPS, итальянский винт… 36-метровое судно готово к самостоятельному переходу в Воронеж, где ему предстоит соединиться с деревянной обшивкой и мачтами (их делают в Карелии), принять на борт резные украшения и пушки, поднять стяги и радовать туристов. Открытие корабля-памятника запланировано на 2014 год.

- Команда у нас хорошая подобралась, притом не только старая гвардия, но и молодежь. Сейчас хорошего сварщика ой как трудно найти, а у нас есть! - с гордостью заметила директор.

Гардемарины, вперед

Молодую смену куют в другом павловском музее, напротив краеведческого. Помимо народного музея русского флота там расположена станция юных техников - она снабжает музей экспонатами, - и школа юных моряков. На День военно-морского флота в Павловске, бывает, происходит два парада сразу: настоящих судов и радиоуправляемых моделей.

В витринах стоят копии легендарных кораблей: стремительные крейсеры "Варяг" и "Аврора", пузатый броненосец "Потемкин", красавец-эсминец "Ташкент". Модели тщательно деталированы и окрашены в соответствии с исторической правдой.

- Пока одна группа делает модель, другая ведет поисковую работу. Так мы узнали, что на "Варяге" служили четверо павловчан. Занимаемся строевой, вяжем морские узлы. Катер у нас есть свой, выходим на нем, - рассказал директор станции Юных техников Алексей Уханов и пошел проводить экскурсию по музею для школьников из соседнего района.

Для выпускников школа юных моряков устраивает Бал гардемаринов и отправляет их служить в Новороссийск, на большой десантный корабль "Николай Фильчиков", с которым у Павловска давние шефские связи.

Экономика Воронеж Центральная Россия