17.06.2013 09:00
Экономика

Саратовский филиал ОАО "ГИПРОДОРНИИ" отмечает юбилей

Чтобы превратить направления в современные трассы, нужно вкладывать средства в технологии
Текст:  Александр Полетаев
Российская газета - Экономика Поволжья: №124 (6100)
Саратовский филиал ОАО "ГИПРОДОРНИИ", специализирующийся на проектировании автомобильных дорог и искусственных сооружений, отмечает профессиональный  юбилей. О том, что уже могут и что при определенных условиях могли бы специалисты дорожной отрасли, рассказывает директор Ирина Кузнецова.
Читать на сайте RG.RU

Ирина Михайловна, почему 65 лет назад для открытия филиала вашего института в Среднем Поволжье из большого числа регионов - от Самары до Астрахани - был выбран именно Саратов?

Ирина Кузнецова: Кадры! Кадры решают все - и тогда, и теперь. Известно, что в конце 1920-х годов Россия превратилась в огромную стройку - массово возводились заводы, электростанции, прокладывались тысячи километров автомобильных и железных дорог. Для подготовки инженерных кадров по решению правительства организуются десятки высших технических учебных заведений.
В октябре 1930 года в Саратове был открыт автодорожный институт. Его выпускники работали на стройках и в проектных институтах по всей стране. Но больше всего они оседали, конечно же, в поволжских регионах. Автодорожный институт был кузницей кадров едва ли не для всей отечественной дорожной отрасли. Так что сами видите: для создания такой крупной проектно-изыскательской организации как филиал "ГИПРОДОРНИИ" Саратов был выбран не случайно.

История нашего филиала началась в апреле 1948 года. Сначала приказом Главного дорожного управления при Совете Министров РСФСР было создано Саратовское отделение Государственной республиканской конторы "Росдорпроект". Для этого произвели слияние Саратовской и Куйбышевской проектно-изыскательских контор, а также Ульяновского сектора изысканий и проектирования дорог. В 1953 году "Росдорпроект" был переименован в институт "Гипродортранс", а в 1958 году - в "Гипроавтотранс". На базе отделений института были созданы региональные филиалы. В августе 1969 года дорожную и научную части института объединили в Саратовский филиал "ГИПРОДОРНИИ". Уже в 1989 году научная часть была преобразована в самостоятельную организацию "Росдортех".

Больше полувека работы в отрасли - срок серьезный. Как проектировались дороги в середине прошлого века, и как это делается сейчас? Что нового за это время было придумано в таком традиционном деле, как строительство дорог?  

Ирина Кузнецова: Главное отличие в проектировании автомобильных дорог, мостов и эстакад, скажем, полвека назад и сегодня, состоит в том, что нам теперь помогает компьютерная техника, программные комплексы, высокоточные приборы, а также производительные машины и механизмы. Но решают-то все по-прежнему люди! От их профессионализма, преданности делу, от способности осваивать новое все и зависит.

В руках специалистов нашего филиала сейчас самые современные геодезические приборы: электронные тахеометры и нивелиры, навигационные системы. А это уже оборудование глобального позиционирования, оно значительно повышает эффективность геодезического производства, работает в режиме реального времени, позволяет принимать сигналы со спутников американской системы GPS и российской ГЛОНАСС. Есть у нас и геологическое оборудование, и полностью укомплектованная сертифицированная грунтовая лаборатория. Сейчас проектирование автодорог мы осуществляем в основном c помощью разработанного "ГИПРОДОРНИИ" программного комплекса GIP, а также других программных продуктов AutoCad, Gredo, Развязка, Monarch, MS Office и др.

Конечно, при таком оснащении скорость выпуска проектной документации должна была бы вырасти в разы. К сожалению, так получается не всегда. Мы все теперь попали в зависимость от огромного и все более нарастающего потока согласований, получения технических условий, экспертиз, длящихся месяцами. Увы, современные технические средства еще не научились преодолевать бюрократические барьеры.

Сфера наших интересов - автомобильные дороги всех категорий, мосты, путепроводы, подземные и надземные коммуникации. И практически в каждой проекте на реконструкцию или капитальный ремонт автодороги или моста нашими специалистами сегодня предусматривается применение новых технологий и инновационных материалов. Для мостов это стеклофибробетон, дренаж "козинаки", готовые бетонные композитные  смеси, современные деформационные швы, химические анкера. Для строительства и реконструкции автомобильных дорог сегодня широко применяются геосинтетические материалы, покрытие конструкции дорожной одежды из ЩМА.

И при этом во всех проектах, которыми мы занимаемся, учитывается уровень экологической безопасности, используются природосберегающие технологии. Все это позволяет заметно ограничить негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, и заметно улучшает социально-экономические условия жизни на территориях строящихся объектов.

Дорожным отделом филиала во главе с начальником отдела Валентином Матвеевичем Севостьяновым были изобретены и разработаны транспортные развязки типа "Глаз" и "Лук" для стадийного строительства на автомобильных дорогах. Эти разработки были отмечены серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. Уже в этом году, на четырнадцатой специализированной выставке "Евроэкспо" в Москве Саратовский филиал "ГИПРОДОРНИИ" был награжден дипломом за актуальность и профессионализм представленных проектов.

Кроме того, Саратовский филиал "ГИПРОДОРНИИ" выполняет проекты планировки территорий линейных объектов, межевания объектов землеустройства и постановки их на государственный кадастровый учет. Этой работой мы занимаемся уже двадцать лет, так что успели накопить изрядный опыт, подготовили высококлассных аттестованных специалистов. Речь идет, прежде всего, о кадастровых инженерах.

У нас есть своя развернутая служба информации. В нее входит проектный кабинет с необходимыми инструкциями и нормативными материалами и каталогами; техническая библиотека, содержащая практически все современные издания по вопросам проектирования дорог и мостов. Есть собственный технический и электронный архив.

Какие из проектов Саратовского филиала ОАО "ГИПРОДОРНИИ" можно назвать в числе наиболее престижных, интересных, сложных?

Ирина Кузнецова: Только за последние пять-шесть лет филиалом были разработаны и прошли государственную экспертизу такие крупные объекты как обходы городов: Астрахань, Волгоград, Оренбург, Саранск, Калининград, Пенза. Выполнены работы по реконструкции участков Федеральных дорог М5, М7 в Оренбургской, Самарской областях, республиках Башкортостан, Чувашии, Мордовии. По нашим проектам построены мостовые переходы через реки Иргиз,  Кигач, Медведицу, Самару, Свиягу, Сок, Суру, Хопер, Урал и многие другие водные преграды.

Саратовский филиал принимает активное участие и в подготовке Сочи к зимней Олимпиаде 2014 года. В рамках строительства  олимпийских объектов мы осуществляем проекты реконструкции внутригородских дорог Сочи.

Сейчас филиал разрабатывает проектную и рабочую документацию на строительство северного подхода к аэропортовому комплексу "Центральный" в Саратове, реконструкцию автомобильной дороги Тольятти - Ягодное с обеспечением подъездов к Особой Экономической Зоне в г. Тольятти, реконструкцию мостового перехода через реку Сок на автомобильной дороге Волжский - Курумоч - Урал, муниципального района Красноярский Самарской области. Все автомобильные дороги - первой технической категории со стадийным строительством, а мост через реку Сок - с судоходными пролетами.

Что сегодня является главными показателями качества транспортных магистралей и что, по-вашему, может значительно изменить качество отечественных дорог, сделать их более комфортными и долговечными?

Ирина Кузнецова: Основные современные требования к качеству транспортных магистралей - это уровень их безопасности,  комфортности, экологичности. Конечно, к качеству российских дорог есть еще много претензий. Даже несмотря на то, что за последние годы в стране появились тысячи километров высококлассных магистралей.

В последние годы значительно возросло финансирование на развитие Федеральных дорог, однако работы на региональных и муниципальных дорогах заметно снизились. Мы надеялись, что работы по строительству, реконструкции, ремонту этих автодорог после создания "дорожных фондов" резко возрастут, но, к сожалению, этого не наблюдается.

Кроме того, необходимо срочно возродить дорожную науку. Ведь, скажем, действующая нормативная документация в основном была разработана еще в 1980-е годы, а актуализированные редакции новых СНиП и ГОСТ вносят лишь незначительные изменения в предыдущие.

В России уже есть много достойных строительных и проектных организаций, которые могут производить с гарантией отличную продукцию.

На рынке продолжают действовать десятки и сотни мелких фирм, неукомплектованных, с низкой квалификацией, которые  любыми путями стараются завладеть подрядом, а дальше - куда кривая выведет. Вот вам пример из жизни. Недавно представители одной такой организации, выигравшей торги на проектные работы, пришли в наш филиал и задали вопрос: а что с этим делать дальше?.. И ведь все по закону - конкурс есть конкурс, они предложили заказчику свои услуги по меньшей цене.

Государственным заказчикам работ сегодня необходимо проводить предквалификацию подрядных организаций, которые участвуют в торгах. Это условие сегодня строго выполняется в США, в европейских странах. Назрела пора подумать и об отмене аукционов при выборе подрядчика для проектирования и строительства. Ведь, что ни говори, а их главная цель - экономия средств, а не качественно выполненная работа

Сегодня, в юбилейный год, Саратовский филиал  открыт для новых, нестандартных решений и грандиозных проектов, мы шагаем в ногу со временем и с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь впереди - новые проекты и новые километры дорог

Инфраструктура Саратов Средняя Волга