Песчаный, золотой во всех смыслах берег Черного моря в 25 километрах от Варны - одно из самых выгодных приобретений Москвы. (Кстати, побережье в последнее время активно осваивают россияне: 340 тысяч собственников, по некоторым данным, приобрели себе в Болгарии "летние квартиры"). Еще в начале 2000-х в районе уникального природного заповедника Камчия Москва купила у болгарского правительства 30 гектаров земли по чрезвычайно выгодной цене. Инвестиции в строительство составляли почти половину годового бюджета Варны, давали две тысячи рабочих мест для болгар. (Сегодня в Камчии работают шестьсот местных жителей и 250 педагогов и вожатых командированы из Москвы).
Ни одна из сторон не скрывает, что впереди прежних лозунгов идут интересы. Но эти интересы привели к тому, что в Болгарии русский язык после английского опять стал самым востребованным иностранным. Что в этот язык возвращаются сданные на бессрочное хранение слова дружбы, от которой еще никто не умер, а от ненависти гибли целые цивилизации. Что сейчас в Камчии, которая сделала хоровую смену, отдыхают дети не только из России, но из Грузии и Белоруссии.
Многоголосие прививает толерантность. За "воспитание народов" как раз и берется международный детский лагерь, который знакомит подростков из разных стран, учит понять и полюбить иного.
В июне 2013-го со сдачей последнего корпуса "Черноморский" завершен колоссальный проект: построены пять корпусов, бальнеологический центр, планетарий, спортивный комплекс, где могут тренироваться будущие олимпийцы. Такой круглогодичный (со школой!) суперАртек ХХI века. И все это золотая собственность Москвы! Теперь здесь каждый год смогут отдыхать, учиться, заниматься спортом и творчеством более 20 тысяч детей и около трех тысяч ветеранов, которых сюда отправляет Москва в зимние месяцы.
В Камчию инвестированы не только деньги (кого сегодня деньгами удивишь). Эта идея двух уникальных людей - Людмилы Швецовой и Станки Шоповой (работавших в былые времена в своих странах секретарями ЦК комсомола), с которыми я знакома не первый год и могу за слова ответить.
- Говорили, что у меня в Камчии стоит стиральная машина. Для отмывки денег. - Людмила Швецова, которая долгие годы была руководителем социального комплекса Москвы и первым замом у Лужкова, а сейчас - вице-спикер Госдумы, говорит об этом даже не с горечью: чиновник виноват всегда и во всем. - А я путевку собственной племяннице покупала по коммерческой цене, чтобы кто-то не подумал, что злоупотребляю служебным положением. Хотя, не скрою, были, прибегали, предлагали вплоть до квартиры на золотых песках.
Если бы Швецова придумала и осуществила только два проекта, то она уже вошла бы в историю как великий топ-менеджер и пиарщик (имею в виду Великий Устюг - родину Деда Мороза - его она подняла прямо с пеленок, по-нынешнему надо бы сказать - с памперсов).
И второй - это оздоровительный лагерь на золотых песках Камчии. (Кстати, как язык сопротивляется скомпрометированным словам. Как раз 6 июня исполнилось 90 лет, когда был открыт на Соловках первый концентрационный лагерь особого назначения - СЛОН). Детскому комплексу нужен новый имидж, новые силы, новая энергетика.
Когда в правительстве Москвы сменилась команда и началась ревизия хозяйства, первая реакция была - освободиться от Камчии, немедленно продать. Непозволительная роскошь - из 4 миллиардов, которые тратит столичное правительство на социальную поддержку москвичей, один миллиард забирает Камчия. Грубо говоря: путевка на ребенка на 21 день обходится в тысячу евро, родители платят лишь десять процентов, остальное за счет бюджета города...
Легко могу представить состояние души Швецовой: чужие идеи, как чужие дети - их любит тот, кто их родил. Но Швецова не была бы Швецовой. Ее дар убеждения фактами признал и Сергей Собянин, и креативные члены его команды.
Не скрою, контрольная тройка - Людмила Швецова, Сергей Капков, московский министр культуры, уже прославившийся своим реформаторством, и олимпийский чемпион Николай Гуляев, первый замруководителя Москомспорта, полетели в Камчию не только для того, чтобы принять участие в торжествах по случаю завершения ударной стройки и принять содержательный отчет бессменного исполнительного директора Станки Шоповой. На то была воля и интерес мэра. Но главное - подумать и предложить, как развивать СОК дальше, чтобы этот золотой проект хотя бы частично окупал себя. Чтобы новые люди, не оборачиваясь на пионерское прошлое, могли предложить новые идеи и новые смыслы.
Когда слышу историю, как родители, ищущие способы хотя бы месяц отдохнуть от детей, отправляют свою 13-летнюю девочку в Англию в лагерь скалолазов за 4 тысячи фунтов стерлингов, так и хочется воскликнуть: а в Камчию за тысячу евро не пробовали? Там есть все: и скалы, и нежное море, в которое долго входишь по щиколотку. Новые четырехместные номера с душем. Огромный амфитеатр, в котором зажигают "звезды" Камчии. Кружки, где все научат делать руками. Спорткомплекс, который восхитил Николая Гуляева своей многопрофильностью: от прыжков в воду до настольного тенниса, от легкоатлетического манежа до футбольного поля - есть все. Он загорелся идеей отправлять сюда воспитанников детских спортивных школ Москвы. Будущим олимпийцам создана редкая база. И цена за путевки - самая разумная.
Сергей Капков, который уже приобрел славу человека, изменившего судьбу московских парков и приблизивших их к человеку (что порой было не дешево), тоже стал единомышленником Швецовой. Камчию надо непременно сохранить за правительством Москвы, но не обязательно в лагере ходить детям строем...