С одной стороны, Путин был лидером ЕР и председателем координационного совета фронта. Идеология ОНФ и ЕР тоже общая - охранительно-государственническая. Считалось, что фронт укрепляет фланги ЕР, втягивает во "второй эшелон" тех, кому по ряду причин неловко прямо вступать в партию. С другой стороны, ОНФ и ЕР были связаны соответственно - с аппаратом премьера Путина и администрацией президента Медведева (при том, что Медведев в ЕР тогда не входил). Отсюда - слухи, что ОНФ заменит "теряющую популярность ЕР". Завершилось все это известной рокировкой, когда Медведев стал премьером и де-юре председателем ЕР, а Путин - беспартийным ("надпартийным") президентом и неофициальным, зато вполне реальным лидером ЕР. Затем прошли выборы в Думу, во фракцию ЕР попало некоторое число представителей ОНФ. В общем, казалось, "фронт стабилизировался", а после сбора политурожая ОНФ погрузится в естественную зимнюю спячку - крупных выборов нет, делать нечего. А оказалось - ничего подобного!
В течение 2012-го действительно особая активность ОНФ не проявлялась. Но в последние месяцы вновь "работа закипела" и вот - съезд, на котором ОНФ уже официально учрежден (регистрация в минюсте, видимо, будет осенью). О значении организации говорит простой факт: Путин согласился стать лидером фронта (кстати, сам ОНФ теперь назвали "Народный фронт за Россию"). Так что "по определению" ОНФ занимает важное, если не центральное место в системном политическом поле, окружающем Вертикаль. "Главное - забыть "Народный фронт" как предвыборный институт. Нужно сделать его постоянно действующим", - подчеркнул Путин.
В манифесте "Народного фронта за Россию" написано, что "великой стране нужны великие цели", и перечисляются обычные пожелания "за все хорошее", но нет призывов "против всего плохого" (это, кстати, очень важно - фронт мирный, без агрессии). Не уточняются приоритеты, что "лучше" - социальные гарантии трудящихся или свобода бизнеса, высокие или низкие налоги, стабильность или динамизм, "правое" или "левое", Восток или Запад и т.д. Дело в том, что на съезде специально подчеркивалось - движение хочет включать людей с разными (даже противоположными) взглядами, чтобы они могли спорить и искать компромиссы. Декларируется, что важно только одно - действенный патриотизм, реальная работа "на благо России", а в трактовках "блага" никто не ограничивает...
Из всего этого по крайней мере понятно одно: перед нами - не партия. Кстати, среди массы учредителей ОНФ - не только ЕР, но и еще две политические партии: возрожденная "Родина" Рогозина (на съезде "Родины" партийцы называли себя "спецназом Путина") и "Патриоты России". Понятно, что капитализация этих партий абсолютно несопоставима с ЕР, но ясно, что создатели ОНФ хотели показать, что их проект "мультипартийный".
Далее, среди руководства ОНФ почти нет профессиональных политиков. В Центральном штабе (ЦШ) фронта - три сопредседателя: С. Говорухин, возглавлявший предвыборный штаб Путина, О. Тимофеева - молодая ТВ-журналистка из Ставрополя, и А. Галушка - сопредседатель "Деловой России". Среди 55 членов ЦШ довольно много известных людей (В. Гергиев, К. Шахназаров, Л. Рошаль, В. Терешкова), есть лидеры профсоюзных, деловых, общественных организаций. Есть публицисты - М. Леонтьев, В. Фадеев. Все эти люди, очевидно, близки к ЕР, некоторые формально с ней связаны (Говорухин, Терешкова, Тимофеева - депутаты Думы от ЕР, кстати, Тимофеева - по квоте ОНФ, Фадеев - член Высшего совета ЕР и т.д.), но не входят в число политических и организационных руководителей партии. Из числа реальных партлидеров в ЦШ - депутат Думы, заместитель секретаря Генсовета ЕР О. Баталина.
В общем, как ни смотри - идеологически, организационно, персонально - картина одна. ОНФ и ЕР - партнеры, но никак не заменяют друг друга. Так что модные разговоры, что ОНФ "идет на смену" ЕР, лишены оснований. Очевидно, что, по мысли "отцов-основателей", функция ОНФ - не замещать (вытеснять), а дополнять ЕР. "Дополнять" - в каком отношении? Мне кажется, здесь - вечная, неизменная проблема российской власти.
Традиционно слишком слаба прямая (а тем более - обратная) связь главы государства (как его ни назови) с "простыми людьми". Поскольку линия связи - в руках "других официальных лиц", то считается, что они прячут от Кремля "настоящую Правду". Последние 200 лет кто только не призывал к прямой связи "царя" и "мужика", мимо "плохих бояр". Сейчас это называется: коммуникация президента и молчаливого большинства, минуя бюрократию. Необходимость такой связи ("мечта" о ней) - один из устойчивых архетипов народного сознания. Конечно, в
XXI веке речь не о "челобитных", а о реализации "народных проектов" и идей. Но и сегодня большинство населения по-прежнему чувствует себя "молчаливым", "безъязыким" - хотя есть парламент, Общественная палата и т.д.
Другая проблема: нужны прямые карьерные лифты для людей "из самой гущи" - опять же минуя "персональные лифты" для номенклатуры. Этими проблемами, очевидно, и должен будет заниматься ОНФ.