18.06.2013 12:04
Власть

Нижегородское УФАС: Активнее всего закон "О рекламе" нарушают банкиры

Банки и торговые предприятия активно нарушают рекламное законодательство
Текст:  Михаил Кросс (Нижний Новгород)
Российская газета - Экономика Поволжья: №129 (6105)
Нижегородское управление Федеральной антимонопольной службы с начала 2013 года возбудило 38 административных дел, связанных с нарушением закона о рекламе.
Читать на сайте RG.RU

Между тем, как сообщила начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского управления ФАС Ольга Швецова, за аналогичный период прошлого года рассмотрено 24 подобных административных дела. По 30 из 38 дел уже вынесено соответствующее решение о наличии нарушения Федерального закона "О рекламе" и выданы предписания о ликвидации нарушений. При этом за первое полугодие 2012 года по подобным нарушениям было принято 23 решения.

В 2013 году специалистами УФАС проведено четыре проверки - три внеплановые (по обращению потребителей рекламы) и одна плановая. По итогам проверок возбуждено два дела по нарушению рекламного законодательства в отношении вещательных компаний. В текущем году антимонопольщики оштрафовали нарушителей на общую сумму 1,39 миллиона рублей, из них уплачено 868 тысяч. За аналогичный период прошлого года было наложено штрафов на 940 тысяч рублей, из них уплачено 900 тысяч. Таким образом, сумма штрафов растет, а платежная дисциплина нарушителей снижается.

Обычно во втором полугодии количество нарушений возрастает. Это обусловлено тем, что большая часть средств поступает на рынок именно в данный период, начинают проводиться крупномасштабные рекламные кампании. Словом, чем больше рекламы, тем больше нарушений.

Самым распространенным видом нарушения является распространение недостоверной рекламы. На втором месте по распространенности стоят нарушения статьи 9 "Реклама о проведении стимулирующего мероприятия" и статьи 24 "Реклама медицинских услуг". Ярким примером нарушения закона при распространении рекламы о проведении стимулирующего мероприятия стало дело, возбужденное в отношении компании "Спар Миддл Волга". В конце ноября прошлого года к антимонопольщикам обратилась нижегородка по поводу рекламной акции, проводимой данной торговой сетью. В магазинах SPAR распространялись листовки: "Океаномания. Период проведения акции с 15 октября по 3 декабря. Собирайте замечательные стикеры с изображением морских обитателей уже сейчас!" Однако 19 ноября 2012 года на своем официальном сайте "Спар Миддл Волга" объявила об изменении условий акции в связи с тем, что все бесплатные наклейки уже закончились, получить бесплатно упаковку с наклейками можно при приобретении одной платной упаковки за 39 рублей. УФАС возбудило дело по признакам нарушения закона "О рекламе".

Рекламная акция проводилась на территории Нижегородской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия (статистика нарушений по данному региону приведена на графике), Чувашской Республики, а также Пензенской области. Вскоре жалобы на "Спар Миддл Волга" стали поступать и из других регионов. Руководство компании пояснило специалистам УФАС, что с 15 ноября 2012 года информация об изменении условий акции "Океаномания" распространялась на плакатах, транслировалась с помощью динамиков, установленных в супермаркетах, устно доводилась до покупателей персоналом SPAR, но каких-либо документов, подтверждающих эти слова, не предоставило. Между тем из обращения потребителей рекламы следует, что ни рекламных плакатов об изменении акции, ни объявлений в магазинах SPAR не было. Об изменении условий акции "Океаномания" потребителям сообщалось уже после покупки товара. Комиссия Нижегородского УФАС признала рекламу "Спар Миддл Волга" ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям Федерального закона "О рекламе". Нарушитель обжаловал решение антимонопольщиков в арбитражном суде. Суд свое решение по данному иску еще не вынес.

На "почетном" третьем месте по количеству нарушений находится реклама финансовых услуг. В погоне за вкладчиками и заемщиками коммерческие банки пускаются во все тяжкие. Уже стало привычным явлением, когда на рекламном щите или в газетном объявлении процентная ставка напечатана огромным шрифтом, а другие весьма существенные условия вклада или кредита - мелким, едва различимым для невооруженного глаза. Так, например, один из банков "нарисовал" привлекательную ставку по кредиту, а мелко-мелко подписал, что этот процент действует только первые два месяца, а потом он заметно вырастает.

- Сейчас уже можно озвучить названия ряда банков, которые в 2012 году нарушали закон о рекламе, и арбитражные суды поддержали все наши решения, - сказала Ольга Швецова. - В частности, это банки "Открытие", "Связной" и "ГЛОБЭКС", ЛОКО-банк, СКБ-банк, Связь-банк. В этом году выявлены нарушения в рекламе ОТП-банка, ЮниКредит-банка и банка "Восточный".

Административное право Нижний Новгород Приволжье