19.06.2013 00:20
Общество

В столичном регионе построят новые комплексы по переработке мусора

В московском регионе начинают строить современные комплексы по переработке мусора
Текст:  Ирина Рыбникова
Российская газета - Столичный выпуск: №130 (6106)
В этом месяце в Подмосковье будет объявлен конкурс на строительство первого мусороперерабатывающего комплекса. Пять заводов должны быть построены в течение ближайших трех лет, еще 14 - до 2020 года. Войну с мусором в регионе безуспешно ведут уже не первый год, но именно в этот раз власти, кажется, всерьез намерены одержать победу. Стратегию по созданию мусороперерабатывающей отрасли область разрабатывает совместно с Москвой.
Читать на сайте RG.RU

По статистике, каждый житель страны ежегодно производит 400 килограммов мусора. В Москве и Подмосковье на человека приходится уже по 600 килограммов. Эксперты объясняют это более высоким уровнем жизни. Но искренне порадоваться благосостоянию жителей мешает та же статистика: сегодня в области накоплено 150 миллионов тонн твердых бытовых отходов. И каждый год Подмосковье прирастает 10 миллионами тонн нового мусора. Еще лет пять такой жизни "высокого уровня" - и подмосковные свалки станут видны из окон Кремля.

Половину ежегодно поступающих в область отходов везут из Москвы. И будут продолжать возить - в столичном уставе есть пункт, запрещающий захоранивать мусор в городской черте. Некоторые эскперты предлагают изменить устав и начать складировать отходы хотя бы на присоединенных территориях. Но это и юридически сложно, и практически невозможно: даже если столичные власти найдут законную форму "дискриминации" новой Москвы по мусорному признаку, население выступит против. Никому не хочется жить рядом с мусоропереработкой. Поэтому о том, чтобы уменьшить объем поступающих в область отходов, речи никто не ведет. Речь только о том, как перестать захоранивать по 10 миллионов тонн ежегодно.

Треть всего объема составляют промышленные отходы. Например, выработка земли при строительстве зданий. Или автомобильные покрышки, которых в регионе появляется порядка 150 тысяч тонн в год. Имелся бы отдельный полигон для промышленного мусора, землю везли бы туда, а там, глядишь, и сгодилась бы она где-нибудь в сельском хозяйстве. А покрышки можно было бы мельчить в крошку и использовать в дорожном строительстве, как это делают в европейских странах. Но спецполигонов области нет, поэтому землю везут туда же, куда и все остальное, и вперемешку с бытовым мусором она потом никому не нужна. А существующая переработка ежегодно "осиливает" только 20 тысяч тонн покрышек, остальные 130 тысяч находят приют на свалках.

Не лучше обстоит дело и с бытовыми отходами. Их проще перерабатывать, но только в том случае, если они прошли сортировку. Но сортировка у нас не развита. Народ не приучен к раздельному сбору, утверждение, что на кухне у каждой семьи должны стоять несколько ведер для мусора, вызывает лишь скептическую улыбку. А даже если их и поставить - содержимое потом все равно уйдет в три дворовых контейнера, в которых стулья будут покоиться рядом с картофельными очистками... Есть примеры мусоросортировки на полигонах, когда добросовестные владельцы устанавливают небольшие мусоросортировочные станции, но таких - по пальцам пересчитать: в Дубне, Люберецком районе, Наро-Фоминске. "А у населения раздельный сбор не пойдет до тех пор, пока вывоз мусора законодательно не переведут из договорных жилищных услуг в обязательные коммунальные, - считает зампред Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы Владислав Юдин. - Тогда можно будет дифференцировать стоимость услуги: сортируешь мусор - платишь за вывоз меньше, и у людей появится стимул".

Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев назвал проблему твердых бытовых отходов "политической". И против истины не погрешил. Несколько лет назад в стране было отменено лицензирование на вывоз ТБО. В результате сегодня регионы имеют массу желающих поработать на вывозе мусора - и никакой гарантии, что он будет довезен до свалки. Никакие ГЛОНАССы не мешают водителю свалить мусор в ближайшем лесу. Штраф, который ему за это выпишут (при условии, что поймали на месте сваливания), в десятки раз меньше, чем рыночная стоимость услуг по вывозу ТБО. Если бы оплачивать работу сборщиков мусора начали не по факту его вывоза, а после доставки на полигон, можно было бы взять ситуацию под контроль. Но такого правила ни в одном законе нет. Стоит ли удивляться тому, что в прошлом году Госадмтехнадзор насчитал в Подмосковье 39 легальных свалок и еще 1300 - нелегальных?

А закрыть свалку можно только по решению суда. Но и это не панацея. По всему периметру полигона охрану не выставишь, чтобы каждый день проверяла, пополняется он мусором или нет. Отходы продолжают валить и на закрытые свалки.

Полномочия по решению мусорных проблем сегодня закреплены за муниципалитетами. Строительство современного экологически безопасного мусороперерабатывающего завода стоит примерно 65 миллионов долларов. У половины подмосковных муниципалитетов годовой бюджет меньше! "Ни одному району не осилить такое строительство, - уверен зампред областного правительства Александр Чупраков. - Нужно поднимать полномочия на областной уровень и вести речь о создании межмуниципальных заводов".

24 из 39 легальных полигонов ТБО в Подмосковье исчерпали свой ресурс. Их закроют. Оставшимся 15 надо "продержаться" года полтора-два, пока не начнут работу новые мусороперерабатывающие комплексы. Их, как уже заявил исполняющий обязанности губернатора Андрей Воробьев, будут строить на окраинах малозаселенных муниципальных образований. "На время строительства мы введем дополнительные требования к действующим полигонам, предусматривающие, в частности, установку простейшего сортировочного и прессовального оборудования, способного уменьшить "размеры" мусора", - говорит министр экологии и природопользования Московской области Анзор Шомахов.

Аналогичные сортировочные линии появятся и в Москве. "Наша совместная стратегия подразумевает, что мусоропереработка будет вестись в области, но Москва должна поставлять нам уже рассортированные отходы, - рассказывает о грядущих перспективах Александр Чупраков. - Столичные инвесторы понимают, что закрытие областных полигонов влечет за собой невыполнение взятых ими обязательств по вывозу мусора из Москвы, поэтому сами выходят на нас с предложениями о строительстве новых заводов".

Тем не менее областные власти очень надеются на федеральных коллег, которые сейчас обсуждают новый проект закона об обращении с твердыми бытовыми отходами. В нем должны быть сняты проблемные вопросы по лицензированию и оплате работы сборщиков ТБО и, как обещают, даже прописан обязательный раздельный сбор отходов населением.

Экология Москва Московская область Столица