Как стало известно американским журналистам, делегацию США на переговорах с исламистским движением возглавит спецпредставитель Госдепа по Афганистану и Пакистану Джеймс Доббинс. Хотя в Вашингтоне поспешили заявить о том, что новый раунд переговоров с талибами является "предварительным шагом", уже известно, что по результатам встречи планируется формализовать работу представительства "Талибана" в Катаре, которое раньше находилось в Дохе "на птичьих правах".
"Первая встреча, скорее всего, будет обменом предложений с обеих сторон, а не содержательной дискуссией. Через одну или две недели мы проведем следующую встречу, но вместе с тем, продолжим наши военные операции в Афганистане против "Аль-Каиды", сообщил журналистам источник в администрации Барака Обамы.
В Вашингтоне всячески подчеркивают, что после первой встречи американцев с талибами в Дохе, инициативу развития дальнейших контактов возьмут на себя представители официального Кабула.
Примечательно, что ранее афганский президент Хамид Карзай категорически выступал против прямых контактов США со своими заклятыми противниками, а талибы наотрез отказывались садиться за стол переговоров с "американской марионеткой" и в сентябре 2011 года даже взорвали Бурхануддина Раббани, который возглавлял Высший совет мира - орган, специально созданный Карзаем для общенационального примирения.
Известно, что прямые переговоры американцев с исламистами стартовали в обстановке строгой секретности еще в ноябре 2010 года году при посредничестве спецслужб Германии. Несколько встреч между экс-представителем Госдепа США по Афганистану и Пакистану Марком Гроссманом и помощниками лидера талибов Муллы Омара состоялись сначала в Мюнхене, а затем в Дохе.
При этом США настаивали на разрыве всех связей талибов с террористами "Аль-Каиды" и признании конституции Афганистана. Более "шкурные" интересы Вашингтона заключались в достижении договоренности с талибами о наличии некоторого количества американских военных на территории Афганистана после 2014 года и отказе от нападений на них.
Результатом встреч стали неформальные договоренности о переводе пятерых арестантов из американской тюрьмы в Гуантанамо под домашний арест в Катаре. Однако, столкнувшись с мощным сопротивлением конгресса и сената США по вопросу выдачи заключенных Гуантанамо, Белый дом в прошлом году "заморозил" сделку, параллельно обвинив талибов в "расхождении по этому вопросу". Представители Муллы Омара, в свою очередь, возложили вину "за срыв мер по укреплению доверия" на США и резко активизировали боевые действия против сил международной коалиции.
Примечательно, что в канун очередного раунда переговоров с США и Кабулом талибы вновь "показали зубы" и взяли на себя ответственность за последний обстрел военной базы Баграм, во время которого погибли четыре американской военнослужащих.
Хотя перспективы достижения политических договоренностей с талибами в настоящий момент и не выглядят многообещающими, в США считают, что переговоры в любом случае необходимы. По словам эксперта вашингтонского Института изучения войн Джеффри Дресслера, сам факт переговоров с Америкой "может внести раскол в ряды талибов и вызвать трения между ними, что в целом ослабит сопротивление исламистов и снизит их эффективность".
В тоже время, комментаторы отмечают, что успеху трехсторонних переговоров между Вашингтоном, Кабулом и "Талибаном" мешает банальный дефицит времени - до намеченного на 2014 год вывода натовских сил из Афганистана остается не более нескольких месяцев, а талибы едва ли пойдут на существенные уступки в преддверии неминуемого ухода иностранных военных из страны.