19.06.2013 21:12
Экономика

ФАС: Развитию конкуренции в Зауралье мешают чиновники

Развитию конкуренции в Зауралье мешают административные барьеры
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6107)
Ситуации, связанные с вмешательством чиновников в рыночные процессы, становятся предметом рассмотрения в Курганском УФАС России чаще всего - они составляют примерно половину всех дел. Об особенностях развития конкуренции в регионе "РГ" рассказала руководитель областного управления Федеральной антимонопольной службы Ирина Гагарина.
Читать на сайте RG.RU

Ирина Владимировна, охарактеризуйте, пожалуйста, вкратце состояние конкуренции в регионе.

Ирина Гагарина: В Курганской области нет ни одного рынка с развитой конкуренцией - почти на всех имеются признаки монопольного положения хозяйствующих субъектов. Какой бы рынок специалисты курганского УФАС ни анализировали, всегда находятся субъекты, которые доминируют и навязывают какие-то условия. Даже в производстве хлеба - где, казалось бы, множество мелких пекарен - конкуренции как таковой нет.

Чем это можно объяснить?

Ирина Гагарина: Главная причина, на мой взгляд, административные барьеры. Возьмем, к примеру, рынок услуг по строительству и капремонту дорог и мостов. Эти вопросы решаются за счет бюджетных средств, следовательно, в обязательном порядке должны проводиться конкурсы. Опыт показывает, что малому и среднему бизнесу не то что выиграть, а даже принять участие в таких конкурсах практически невозможно. Во-первых, строительные заказы, как правило, объединяют в крупные лоты. Во-вторых, при проведении торгов органы власти требуют внести задаток. В-третьих, крупные контракты не предусматривают авансовых платежей. Все эти препятствия малому и среднему бизнесу не преодолеть. Законодательство не содержит каких-либо ограничений при формировании лотов, тем не менее крупный лот при желании всегда можно разбить на несколько более мелких и тем самым дать возможность зайти на рынок другим компаниям. Но заказчику, видимо, удобнее контролировать одного участника, поэтому рынок строительства дорог и мостов в Курганской области неконкурентный.

Вот конкретный пример - недавний открытый аукцион в электронной форме на право заключения госконтракта на строительство автодороги в Целинном районе с максимальной начальной ценой более 91 миллиона рублей. Первоначально на аукцион подали заявки четыре компании. У трех из них аукционная комиссия главного управления автомобильных дорог Курганской области нашла нарушения в конкурсной документации и до торгов не допустила. В результате аукцион признан несостоявшимся и контракт заключен с единственным оставшимся участником. Один из выбывших претендентов посчитал, что ему неправомерно отказали в допуске к торгам, и подал жалобу в Курганское УФАС. Комиссия по контролю в сфере размещения государственного заказа признала жалобу обоснованной.

Бывают случаи, когда договор заключается вообще без проведения конкурса - чиновники просто выбирают одну из компаний.

Как такое вообще возможно?

Ирина Гагарина: Свежий пример: в УФАС обратилась жительница Шумихи с жалобой на районные власти, которые не хотят подключать 16-квартирный дом, где она проживает, к централизованной канализации. Сообщает, что дом находится в 60 метрах от сетей, а граждан заставляют чистить коллекторные колодцы. В официальном письме администрация Шумихинского района отвечает жителям, что на подключение их дома к централизованной канализации нужно 200 тысяч рублей. И предлагает им купить материалы на 84 тысячи. При этом уведомляет, что выполнять заказ будет некое местное ООО. Вот так - без объявления конкурса: будет строить ООО, и все! Получается, граждане должны сброситься по 5 тысяч рублей, чтобы частная организация построила им сети, а потом оформила их в свою собственность. В этом вопросе еще предстоит разобраться.

Кстати, о сетях. Недавно в Шадринске проходил семинар-совещание территориальных органов ФАС России Уральского округа. Я подняла на нем вопрос бесхозных коммунальных сетей. Мои коллеги удивились: неужели такая проблема существует? У них в регионах идет драка за право получения сетей в собственность, у нас же они никому не нужны: ни властям, ни предпринимателям. Хотя при хозяйском подходе с них можно получать неплохую прибыль.

А сколько в Зауралье бесхозных сетей?

Ирина Гагарина: Этого мы не знаем. Мы работаем по факту: поступает заявление - делаем запросы в БТИ, Росреестр, комитет по архитектуре. Правда, еще не было ни одного случая установления собственника. Впрочем, это неудивительно. У нас никто точно не знает даже того, сколько на территории области автозаправок.

Вряд ли бывают бесхозные АЗС.

Ирина Гагарина: Нет, тут, скорее, наоборот: хозяев так много и они столь часто меняются, что не успеваем следить за их движением. По поручению ФАС России мы ведем анализ рынков автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Курганской области с целью недопущения нарушений антимонопольного законодательства. Если говорить об оптовом рынке, то тут все проще - есть один региональный рынок. Хотя он в последнее время стал приобретать черты межрегионального, потому что бензин везут к нам из Тюмени, Челябинска и даже из Уфы, а своего активного оптового рынка нет.

Сложности выявили при изучении особенностей розничной реализации бензина. Как оказалось, в регионе нет органа, который бы предметно занимался автозаправками. Раньше их деятельность отслеживал Ростехнадзор, сейчас государственную регистрацию права собственности на АЗС можно оформить в Росреестре. Но проблема в том, что собственник может передать АЗС в аренду другому лицу, а оно - третьему. В итоге практически невозможно узнать, кто на самом деле продает бензин. Например, под вывеской "ТрансОйл" торгуют разные индивидуальные предприниматели, у которых даже не заключены с этой компанией договоры на использование бренда. Правда, это уже вопрос защиты интеллектуальной собственности, он вне компетенции УФАС, но сам факт довольно любопытный.

Выходит, потребителя вводят в заблуждение?

Ирина Гагарина: Выходит, так. Кстати, аналогичная ситуация у нас с магазинами "Метрополис". Этот бренд зарегистрирован за одноименным курганским ООО, которое осуществляет оптовую торговлю продуктами питания. Но в магазинах с таким названием фактически работают ИП, между ними и компанией "Метрополис" никаких правоотношений на использование бренда не существует. Этот факт не позволяет нам заявить, что в Курганской области существует торговая сеть "Метрополис", ведь торговая сеть - это несколько магазинов под общим управлением, официально работающих под одним брендом. А тут каждый сам себе хозяин. При этом, действуя под одним брендом, магазины устанавливают разные цены. Получается, они конкурируют между собой, поэтому мы не усматриваем тут ограничения конкуренции. А вот если начнутся ценовые дискриминации, тогда УФАС придется вмешаться.

Кстати, мы изучили практику других регионов - там ничего подобного нет. Выходит, ситуация специфична только для Зауралья. И, похоже, она устраивает участников местного рынка.

Экономика Курганская область Урал и Западная Сибирь