В середине XVII века белорусы составляли большую часть культурной и технической элиты Москвы и оставили после себя заметный след: на фасадах храмов, в собрании Оружейной палаты. Недавно отстроенный царский дворец в Коломенском, Новодевичий монастырь - это тоже в основе своей творения белорусских мастеров.
А подоплека массового "пришествия" белорусов в Москву непростая. Можно сказать, драматическая. В 1654 году по Москве прошла чума и забрала большую часть жителей. Однако это не помешало царю Алексею Михайловичу в том же году пойти войной на соседнюю Речь Посполитую. Первыми на его пути лежали земли Белой Руси. Тысячи людей угонялись в плен и рассеивались по опустевшим от чумы слободам российских городов. Так в Москве появились белорусские кварталы. Правда, назывались они "польскими", "литовскими", "панскими", "иноземными". Белорусов воспринимали как граждан союзного с Польшей Великого княжества Литовского, не отделяя от населения Западной Европы.
С момента вступления в 1654 году московского войска в пределы Белой Руси царь Алексей Михайлович даровал православным монастырям охранные грамоты. А по инициативе патриарха Никона многие насельники белорусских обителей Кутеино, Могилева, Орши, Минска стали переселяться в Россию - Донской, Симонов, Богоявленский, Заиконоспасский, Данилов, Андреевский монастыри. В Новодевичий монастырь переехали "паненки" из Кутеино и перевезли туда в том числе типографию, книги. Почти полтора столетия игуменьями здесь были шляхтянки из-под Орши.
Никон привлек и резчиков по дереву. Ирина Бусева-Давыдова и Мария Николаева, научные сотрудники Научно-исследовательского института Российской академии художеств, выяснили, что много белорусов попало в ту пору в Иверский монастырь на Валдай, а затем в Оружейную палату:
- Мы поименно знаем учителей мастеров резного и столярного дела для храмов Москвы и окрестностей из числа выходцев из восточных земель Великого княжества Литовского: Клим Михайлов, Герасим Окулов, Степан Зиновьев. Благодаря "белорусской рези", произросшей из белорусских корней на русской почве, искусство России последней четверти XVII века не только встало на один уровень с европейским, но и выработало оригинальный и художественно совершенный вариант общеевропейского стиля. Мастера из соседней страны привезли с собой инструменты, предназначенные для исполнения высокорельефной и прорезной резьбы. Также они ввели в русский язык ряд столярных терминов, употреблявшихся у них на родине - в белорусском, польском языках.
Сохранился автограф резчика по дереву Давыдки Павлова: роспись за гонорар исполнена белорусско-русским языком, но латинскими буквами. Это говорит о том, что спустя многие годы прибывшие в Россию ремесленники сохраняли свои национальные привычки.
В Могилеве уцелел единственный на всю Беларусь иконостас XVII ст., выполненный в стиле "белорусской рези". Это прототип иконостасов, которых намного больше уцелело в Москве и также созданных белорусами. Кандидат искусствоведения, доцент Белорусского государственного университета Ольга Баженова подсказывает адреса, где искать шедевры искусства:
- Это храмы в Новодевичьем, Донском, Измайловском монастырях, кремлевские церкви, монастыри Новоиерусалимский на Истре, Иверский на Валдае. В России белорусские cтоляры и резчики, золотых дел мастера, оружейники, гончары исполняли заказы царского и патриаршего дворов. Они использовали материалы, которые прежде не были известны в России и стали утвердителями новых стилистических форм в русской культуре. Художественные силы белорусских земель стали для России посредником в освоении западноевропейского искусства. Белорусские ремесленники не были новаторами, они повторяли то, что создавали у себя на родине, но это пришлось "ко двору" в Москве.
Изделия белорусских ремесленников выделяются на фасадах церквей XVII века - это не только резные иконостасы с богатым орнаментом в виде гроздьев винограда, но и узорчатые керамические вставки на фасадах, выложенные глазурованной плиткой под куполами фигуры апостолов.
Кандидат исторических наук Геннадий Прибытко скрупулезно собрал сведения о пребывании белорусов в Москве XVII века, "вычислил" кварталы, где они жили:
- "Иноземцы" из Белоруссии прибывали в российскую столицу еще до середины XVII века. Но быстро ассимилировались. Первый их "национальный" квартал в Москве возник в районе Спасоналивковских переулков и улицы Якиманки. В районе Сыромятнического и Мельницкого переулков находилась Старопанская слобода. В районе Бронных улиц - Бронная слобода, где жили мастера Оружейной палаты. За рекой Яузой, на Таганке о Гончарной слободе напоминают названия Гончарных переулков и набережной. Здесь жили мастера из Мстиславля и Копыси, возводившие Новоиерусалимский монастырь, соборы в Измайлово. Самая знаменитая - Мещанская слобода. В ту пору слово "мещане" употреблялось только в отношении выходцев из Белоруссии, где город назывался "место". В этом районе Москвы в 1677 году 36 процентов жителей были грамотные. Одним из самых грамотных людей России того времени также был белорус - Симеон Полоцкий, инициатор создания театра, типографии при царском дворе, один из зачинателей современной русской литературы.
Все эти факты не секрет для узких специалистов - историков, архивистов. Для широкой публики они впервые изложены в составленном Ольгой Баженовой и Татьяной Беловой альбоме-исследовании "Белорусы Москвы. XVII век". Фолиант в 400 страниц увидел свет при поддержке департамента СМИ и рекламы Москвы в минском издательстве "Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Бровкi". Работа, проделанная учеными двух стран, еще раз подтверждает старую истину: только в процессе взаимообмена, интеграции разных традиций, культур рождаются подлинные шедевры, которые остаются на века. Свидетельство чему - уцелевшие до наших дней прекрасные храмы и дворцы Москвы, к созданию которых приложили руки мастеровитые белорусы.