Несмотря на вопиющую безграмотность, средняя оценка на ЕГЭ по математике вдруг в этом году поднялась на 4 балла. "В диапазоне высоких баллов доля участников экзамена, существенно улучшивших свой результат, не превышает 1-2%", - скромно отмечают в Рособрнадзоре.
Неизвестно, каких именно школьников сравнивали в Рособрнадзоре, но число стобалльников говорит о многом. В прошлом году их на математике был 51 человек, а в этом 500! Так что списали многие. Причем очень умело. Чтобы получить 100 баллов на математике, надо было решить все задачи части С. Отсюда вывод: самые заметные списывальщики - успешные ученики.
По честному признанию одного из экспертов, даже для того, чтобы правильно списать ответы, надо обладать некоей математической грамотностью. Если учесть, что на ЕГЭ по математике было 16 вариантов, и допустить, что абсолютно все они утекли в Сеть, ученику надо было разобрать почти 700 задач, быстро сориентироваться, какой вариант ему попался, и в стрессовой обстановке все правильно переписать. Особенно сложно это для части С, где оценивается еще и ход решения.
Минимальный балл на математике не набрали 7,6 процента. Хотя, по признанию учителей, на тренировочном ЕГЭ "двойки" иногда получают 15-17% учеников.
Стали известны итоги ЕГЭ по физике и иностранным языкам. Физику в этом году сдавали 192 тысячи человек. По данным Рособрнадзора, не набрали нужного минимума в 36 баллов 8,7% выпускников, которым этот экзамен нужен был для поступления в технические вузы. Что касается высокобалльников и стобалльников, то Рособрнадзор решил перепроверить работы по физике в Брянской, Томской, Нижегородской областях, а также в Татарстане, Самаре, Чувашии.
Среди иностранных языков самым популярным был английский. Его сдавали 67 500 человек. Меньше всего желающих было сдавать ЕГЭ по испанскому - всего 174 человека. При этом минимального порога по английскому не преодолели 1,4%, по немецкому - 2,6, французскому - 0,4, испанскому - 1,1% выпускников. Работы высокобалльников и стобалльников тоже будут перепроверены в Брянской, Пензенской, Курской, Нижегородской, Кемеровской областях, в Калмыкии, Чувашии, Удмуртии.
Людмила Петерсон, доктор педагогических наук, директор Центра СДП "Школа 2000...", профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования:
- Меня совершенно не удивляет, что значительное число школьников не справились с такой задачей. Проблема в том, что используемый многими учителями метод обучения математике приучает детей бездумно подставлять известные значения в известные формулы, не вникая в содержание. Поэтому шаг в сторону - и ученики делают ошибки или просто теряются. Если с детства приучать детей не только подставлять числа в формулы, но и выявлять существенное в тексте, сопоставлять, задавать вопросы на понимание и проверять решения на практике, то и проблем с нестандартными заданиями будет существенно меньше. Кроме того, важно максимально исключить списывание. Ведь в противном случае весь процесс теряет смысл, развращает детей, учителей, родителей. Мнения типа "у нас в стране это не получится никогда" нельзя воспринять всерьез. На мой взгляд, это просто задача из раздела "С" для нас, взрослых, которые пока не смогли ее решить.
Назар Агаханов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики МФТИ, внештатный эксперт ФИПИ:
- Высокий процент не справившихся с легким заданием объясняется тем, что сошлись сразу два фактора - стандартный процент людей с пониженным уровнем способностей (таких 25 %) и отсутствие в школьной программе таких заданий. Но главная проблема - в "необъяснимо высоком" количестве высокобалльников по причине утечки КИМов. Есть школы, где 20% выпускников получили по математике 100 баллов! Школьники, "доставшие" заранее варианты, займут чужие места в университетах. Очень больно за то, что творится с ЕГЭ в нашей стране.
Вот такие задачи не умеет решать каждый пятый выпускник:
- 1 кг клубники стоит 75 рублей. Мама купила 2 кг 150 г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 200 рублей?
- Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 12 330 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?
- На заправке клиент отдал кассиру 1000 руб. и залил 18 литров бензина по цене 31 руб. 50 коп. Какую сдачу он должен получить?
Иван Ященко, руководитель федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, ведущий научный сотрудник ФИПИ, директор Центра педагогического мастерства:
- Задачка, которую не решили более 20% выпускников, - по материалу 5-6-го классов. Она была в открытом банке задач mathege.ru. Если получается, что больному надо дать единовременно 2000, 3000 таблеток, а яму копают полтора рабочих, надо сразу понять, что такое нельзя писать в ответ, и искать ошибку. Интересно, что многие из тех, кто не справился с заданием В1, решили показательные уравнения (где икс в показателе степени). Неумение решать простые задания в старших классах доказывает, что выпускники не усвоили даже программу девяти классов. Не стоит гнаться за "высшей математикой", надо больше давать того, что нужно в жизни - арифметики, текстовых задач, статистики. ЕГЭ показал - с задачками дела обстоят плохо. В ГИА для 9-го класса уже есть так называемая "реальная математика" - раздел с практическими задачами. Мы планируем вообще сделать открытый банк заданий С1, С 2 и, может, С 3, что сделает списывание из Интернета еще более бессмысленным. И готовы к тому, что все задания ЕГЭ будут в открытой базе данных.