"Карета подана"
Как-то во Франции наблюдала удивительную для русского глаза картинку. На платформе электрички в перерыве между поездами собралась плотная толпа - не хуже, чем у нас в час пик. И среди людей - человек в коляске. Я с беспокойством наблюдала, как же он будет прорываться в вагон. Но когда поезд подошел, рядом с колясочником откуда ни возьмись появился человек в форме и с легкими мостками-полозьями в руках.
Разгонять людей ему не пришлось. Они расступились сами. Служащий положил мостки, закатил коляску в вагон, потом убрал и ушел. Я втиснулась следом вместе с толпой. И уже почти не удивилась, когда на нужной станции именно в наш вагон зашел другой служащий и выкатил колясочника на платформу. Человек в коляске никого ни о чем не просил. Видно, его "зафиксировали" при входе - и помощь сработала как часы. Все окружающие, кроме меня, воспринимали все это как само собой разумеющееся. Да, собственно, так оно и было.
Там, у них, в Америке и Европе инвалиды - давно не изгои, а точно такие же люди, как и все остальные, - с теми же интересами, теми же потребностями. Их постоянно встречаешь на выставках, в театрах. Они спокойно ездят в метро и автобусах. В Кельне, к примеру, трамвайные пути на остановках устроены таким образом, что ногу при входе в вагон ни на сантиметр приподнимать не нужно. Удобно не только людям на колясках, но и мамам с маленькими детьми, и старикам с больными коленями... Оборудованные звуковыми "подсказками" перекрестки - обычное дело. Отдельные туалеты с широкими дверями - норма и для театров, и для супермаркетов, и для аэропортов. Выходя с летного поля, кстати, в любом европейском аэропорту неизменно проходишь мимо нескольких колясок, сопровождаемых служащими: встречают пассажиров, которым трудно двигаться. Такая забота по отношению к человеку, которому непросто и двигаться, и ориентироваться в незнакомом месте, - норма жизни.
Из пункта А в пункт Б
Наш закон о соцзащите инвалидов, в котором прописано и создание доступной среды, через два года будет отмечать 20-летие. Написать-то закон написали, но выполнялся он, прямо скажем, мало где. В Анапе, к примеру, широкие дорожки с плавными съездами, пандусы были сделаны еще лет пятнадцать назад, а то и больше. Оно и понятно - всероссийская здравница. Но в десятках других русских городов даже летом пробраться людям на колясках или с тростью "из пункта А в пункт Б" очень сложно. А зимой - вообще немыслимо.
Перелом случился в 2011 году. С принятием федеральной программы "Доступная среда" появились не только благие пожелания, но и реальные рычаги воздействия на регионы: чтобы получить федеральные деньги на "перестройку", регион должен представить конкретную программу действий и вложить собственную половину средств.
Одно из важных достижений - внесены изменения в строительные нормы и правила. Все общественно значимые здания, будь то поликлиника или крупный магазин, строятся теперь "под" нужды инвалидов.
"Первые два года - 2011-2012-й - мы в основном готовили нормативную базу, но и отрабатывали варианты программ в трех "пилотных" регионах, - рассказал "РГ" руководитель профильного департамента минтруда Григорий Лекарев. - С 2013 года список регионов расширился до 12, а на 2014 год заявились 76". Сейчас "пионеры" Татарстан, Тверская область и Саратов делятся своими наработками, и это гарантирует, что ошибок, с которыми столкнулись во время "пилотов", удастся избежать в других регионах.
Действовать по плану
Что важно? Важно иметь четкий, продуманный план. Сразу все - перестроить и соцучреждения, и объекты культуры и дать возможность получить образование (это тоже входит в понятие доступной среды), обеспечить работой - охватить сложно. Никаких денег не хватит сделать все разом.
В "пилотах", хотя и требовали комплексного подхода, специально приоритеты расставляли по-разному: в Казани сосредоточились на транспорте, переделали под нужды инвалидов метро. В Саратове акцент был на учреждениях культуры. В Тверской области организовали работу одного из колледжей так, чтобы там могли учиться люди с ограниченными возможностями.
Так вот, если вернуться к плану действий. "Ключевой момент - это транспортная доступность, - говорит Лекарев. - Можно переделать театр или какой-либо спортивный объект: установить пандусы и лифты, выделить специальные места под коляски, организовать билеты для инвалидов. Но если добраться до театра или спорткомплекса можно будет лишь на такси, деньги окажутся потраченными впустую".
Второй не менее важный пункт - возможность получить образование. Прежде всего это школа. "У нас становится больше безбарьерных школ, в минобрнауки есть такая программа, - уточняет чиновник. - За два года было приспособлено 750 школ в 57 регионах". Принцип инклюзии - когда ребенок-инвалид не запирается в семье или учебном заведении исключительно с такими же, как и он, а учится с обычными детьми. Это трудно - надо переломить еще и отношение самих детей, и даже, может, не столько детей, сколько их родителей и других взрослых. Которые зачастую воспринимают людей с ограниченными возможностями как "проблемных" и предпочитают отгораживаться, сторониться их - для сомнительного душевного спокойствия.
Наконец, один из самых трудновыполняемых пунктов - трудоустройство. "Заставить" взять на работу инвалида, который априори проигрывает полностью здоровому человеку, на свободном рынке труда нереально. У нас чуть за Садовое кольцо отъезжаешь - и с безработицей сталкиваешься конкретно, лицом к лицу. Какие-то рычаги воздействия все же есть. Например, минтруд добивается увеличения количества предприятий, на которые распространяется квота по трудоустройству инвалидов.
Александр Лысенко, руководитель Национального центра проблем инвалидности
- Сделать окружающий нас мир доброжелательным и удобным для инвалидов - это не так дорого, как принято думать и говорить. Если, к примеру, при проектировании зданий учесть все потребности таких людей, сметная стоимость прибавит всего 2-3 процента - величина погрешности. Перестраивать, конечно, сложнее и дороже. Но и здесь можно при желании найти варианты.
Главное, что бизнес начинает серьезно прислушиваться к требованиям, которые все настойчивее предъявляет правительство. А деваться нам некуда - ратифицировали Конвенцию ООН о правах инвалидов, "назвались груздем" - теперь волей-неволей должны соответствовать, становиться цивилизованней.
Изменения заметны. Сколько было неприятных инцидентов, когда инвалидов не пускали в самолет? И вот, пожалуйста, свежая новость: минтранс собирается пересматривать требования к авиакомпаниям, чтобы такая "самодеятельность" не проходила. Сколько мы твердим о том, что общественные здания, транспорт надо приспосабливать? Но ведь изменения заметны: в аэропортах, на вокзалах появляются специальные "низкие" кассы для людей в колясках, знак "перечеркнутое ухо" означает, что и звуковая информация подается с помощью спецоборудования, делающего ее доступной для людей со слуховыми аппаратами. Посмотрите: многие коммерческие банки, а теперь и крупнейший Сбербанк, обслуживающий большинство пожилых людей, переоборудуют офисы так, что клиент может не мяться с ноги на ногу у окошка, а спокойно сесть и решить все вопросы с менеджером.
Нормальные бизнесмены понимают: вкладывая деньги в такое переустройство, они в итоге выигрывают. Привлекают не только больше клиентов (пассажиров, зрителей и т.д.), но и делают свои услуги удобнее для многих других - пожилых, мам с детскими колясками. Может быть, медленнее, чем хотелось бы, но перемены начались.