20.06.2013 06:17
Экономика

В Приморье пройдет референдум о строительстве угольного терминала

Строительство перевалочных мощностей в портах округа серьезно осложняет экологическую ситуацию
Текст:  Ирина Дробышева Ирина Литвак
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6107)
Планы частных инвесторов построить угольный терминал на территории судоремонтного завода в Хасанском районе Приморья вызвали тревогу, если не сказать - панику, среди местных жителей.
Читать на сайте RG.RU

Пылевая завеса

Площадка, где собираются возводить перевалочный комплекс мощностью до восьми миллионов тонн угля в год, находится практически в центре поселка Славянка, в 200 метрах от жилья. К тому же Хасанский район - излюбленное место отдыха не только приморцев, но и жителей других регионов Дальнего Востока.

Как пояснила представитель проектировщика, руководитель отдела промышленной экологии Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ) Галина Красковская, "оценка рисков здоровья населению и расчеты по санитарно-гигиенической зоне находятся на согласовании в соответствующих ведомствах в Москве". Жителям пообещали, что при запуске второй очереди здесь перейдут на закрытые технологии хранения и перегрузки угля, а вот первая будет традиционная (открытый способ). Но приморцев это не устраивает.

- В рассказах о будущем терминале много лукавства: то проект есть, то нет его, и все только начинается. Но ведь когда построят, поздно будет возражать. Нам уже приходится дышать вредными парами с нефтебазы "Востокбункера", которая вроде тоже построена с соблюдением норм, а если к этому добавится угольная пыль, придется уезжать… Почему, учитывая уникальные природные ресурсы района, не перенести стройку в другое место или не начать сразу использовать закрытые технологии? - задала корреспонденту "РГ" риторический вопрос глава инициативной группы Ольга Гаврилюк.

В марте под открытым письмом на имя губернатора Приморья и полпреда президента РФ в ДФО подписались около двух тысяч человек. "Роза ветров здесь такая, что, с какой бы стороны ни дул ветер, угольная пыль все равно будет оседать в поселке и на окружающих пляжах", - говорилось в письме.

Решились на референдум

Мнение жителей поддерживает и глава администрации Славянки Нина Кучина. Она отмечает, что для развития поселка больше подойдет рыбный кластер. Хасанский район рассматривается как одна из возможных площадок для его размещения, но до реального проекта еще далеко. Между тем будущий терминал уже фигурирует в программе развития угольного комплекса страны.

В начале июня инициаторы проекта встретились с местными жителями, зал на 500 мест в поселковом Доме культуры был заполнен. Как заверил врио гендиректора компании-оператора Виктор Покотилов, при проектировании терминала соблюдаются все нормы природоохранного законодательства РФ. Учитывая близость жилья, терминал огородят "беспрецедентным по размеру" пылезащитным экраном высотой 21 метр, будут использовать и другие приемы по минимизации выбросов угольной пыли.

В условиях повышенного спроса на твердое топливо в Азии многие владельцы угольных активов покупают порты , вытесняя оттуда другие грузы

Надо сказать, что обеспокоенных приморцев это убедило мало. Сейчас в Славянке готовят референдум. Более 11 тысяч жителей поселка ответят на вопрос, согласны ли они с размещением на его территории угольного терминала.

Появление новых проектов транспортировки угля через Приморье вызывает серьезное беспокойство и у ученых.

- Возникает масса коллизий между желанием предпринимателей заработать и интересами местного населения. Спрос на уголь в Азии высокий, значит, проблема обещает быть затяжной и тяжелой. Некоторые участки побережья должны стать "табу" для размещения любых промышленных объектов, - считает председатель координационного совета по проблемам экологии Приморского края, доктор геолого-минералогических наук Борис Преображенский.

Например, сейчас в порту Посьет, владельцем которого является компания "Мечел", по словам Преображенского, запылено "все и вся". С одной стороны, местным жителям порт дает работу, они бесплатно получают уголь для отопления. С другой, по словам Дмитрия Вышкварцева, сотрудника Института биологии моря ДВО РАН, "окружающие порт бухты - уникальные памятники природы и самые продуктивные в стране по воспроизводству всевозможной биомассы, и запыление моря угольной пылью несет им гибель".

Болезненно для Ванина

Не менее драматично развивается ситуация и вокруг других портов Дальнего Востока. Более 400 жителей поселка Ванино (Хабаровский край) вышли на митинг "за чистый воздух". Они пожаловались представителям власти и собственника на черную пыль, которую приносит с угольного терминала в порту. В декабре 2012 года, когда торги по приватизации порта выиграла та же "Мечел", здесь стали переваливать уголь. До этого его отгружали в поселке Токи, жителей которого также беспокоит угольная пыль. По данным врачей, в районе высокий уровень онкологических заболеваний.

Министр промышленности и транспорта Хабаровского края Владимир Быченко потребовал у собственников порта разработать до середины июня экологическую программу для решения проблемы, а пока "не дожидаясь принятия официального документа, начать первичные природоохранные мероприятия, которые не потребуют существенных затрат". Рассматриваются разные варианты защиты жилого сектора: экранирующие щиты, подавление пыли с помощью водяных пушек.

По мнению некоторых экспертов, проблема носит системный характер и обостряется зимой, когда из-за морозов пылеподавление с помощью водной эмульсии, распыляемой по периметру трюма в момент погрузки, не срабатывает. Да и нет на сегодняшний день абсолютно чистых угольных терминалов, поэтому возводить их надо подальше от жилых кварталов.

И еще один нюанс. Похоже, строительство портовых мощностей идет бесконтрольно. В условиях повышенного спроса на твердое топливо в Азии многие владельцы угольных активов покупают порты, вытесняя оттуда другие грузы. Да и собственники других портов тоже хотят перевозить перспективный груз. Например, Восточный в Приморье ранее рассматривался как будущий контейнерный хаб (затрачено немало сил и ресурсов на продвижение этого проекта). Были планы именно здесь разместить зерновой терминал. Но, похоже, "побеждает" уголь…

Прямая речь

Евгений Новосельцев, замдиректора ДНИИМФ:

- Раз уже построили в Восточном угольный терминал и собираются расширять его мощности, тогда нужно создать здесь мощный порт на перевалку 40-50 миллионов тонн угля и замкнуть на него весь грузопоток, идущий через Приморье. Тем более что он находится в отдалении от жилых массивов. Тогда будет рентабельно приобретать самые современные системы защиты, а они недешевы. У нас же строят по разным бухтам кучу мелких терминалов мощностью три-пять-восемь миллионов тонн, используя самые примитивные технологии, переваливают уголь с берега на судно грейферами (открытым способом). Нормы, может, и соблюдаются, но они устаревшие, их давно пора менять. Кстати, недавно к нам приезжал замминистра транспорта и удивлялся: на Дальнем Востоке заявлено строящихся мощностей больше, чем добывается угля. И еще один аргумент в пользу крупного терминала и транспортировки угля по 50-100 тысяч тонн и более: себестоимость его перевозки резко снижается. Тогда и угольщики больше заработают, и экологию мы сохраним. Но это невыгодно собственникам портовых мощностей, а государство никак не может найти разумный компромисс.

Экономика Экология Приморский край Хабаровский край Дальний Восток