20.06.2013 00:40
Экономика

Виктор Степанов: Электронным площадкам серьезные трудности не грозят

Низкий уровень конкуренции не исчезнет после перехода к ФКС
Текст:  Дарья Базарова
Российская газета - Спецвыпуск: Экономика (Инвестиционные проекты) №131 (6107)
1 января 2014 года вступает в силу закон о федеральной контрактной системе (ФКС). Специалисты в сфере госзакупок оценивают новый закон неоднозначно. Своим мнением с "РГ" поделился генеральный директор электронной площадки РТС-тендер Виктор Степанов.
Читать на сайте RG.RU

На ваш взгляд, какие проблемы с его реализацией могут возникнуть в первое время?

Виктор Степанов: Говоря о проблемах с реализацией нового закона, мне приходит на память история внедрения Федерального закона N 94-ФЗ - предшественника КС. Внедрение шло со скрипом из-за того, что с самого начала не были приняты ключевые нормативные акты, поддерживающие закон. Если ситуация повторится, то можно прогнозировать, что отсутствие необходимой правовой базы для внедрения КС приведет к отсрочке ее полноценного функционирования минимум на полгода. Сейчас в законе о КС внушительное количество отлагательных норм, сроки которых не определены. Более того, отсутствуют не только сроки, но и ответственные за принятие данных норм лица и органы. Но я надеюсь, что к 2014 году положение дел изменится в лучшую сторону.

С какими трудностями могут столкнуться электронные площадки?

Виктор Степанов: Электронным площадкам серьезные трудности не грозят. Сегодня существует три процедуры проведения закупок: аукцион, конкурс и запрос котировок. В рамках КС предполагается, что основным видом станут именно конкурсы, которые будут, в свою очередь, делиться на открытые, двухэтапные, и конкурсы с ограниченным участием. То есть формат проведения госзакупок несколько изменится, и мы к этому готовы. Площадка РТС-тендер уже работает в условиях нового закона в "пилотных" регионах, где КС проходит обкатку - Красноярском крае, Новосибирской и Вологодской областях. Поэтому наши специалисты готовы к проведению закупок по новым правилам и будут применять свой опыт в других регионах, которые еще не знакомы с контрактной системой.

В законе о ФКС есть позитивные моменты (введение общественного контроля, большая прозрачность госзакупок), однако сама процедура осталась практически прежней. Не наступим ли мы на те же грабли?

Виктор Степанов: Такой вариант я не исключаю. Введение контрактной системы не решит одной очень важной проблемы: низкого уровня конкуренции при проведении госзакупок в России. Согласно статистике, около 53% завершенных электронных торгов в нашей стране проходят без какой-либо конкуренции, то есть в аукционе участвует только один поставщик. Ситуация "один продавец - один покупатель" является плодородной почвой для махинаций и различных коррупционных схем. А в новом законе, как вы правильно подметили, незначительно изменяется сама процедура осуществления госзакупок, что никак не повлияет на количество поставщиков, подающих заявки на участие в каждом конкретном случае. Вне зависимости от формата процедуры, будь то аукцион, конкурс или запрос цен, если подана лишь одна заявка, то она так и останется единственной. При отсутствии конкуренции среди поставщиков у заказчика нет вариантов, он не может выбрать из предложенных условий лучшие. Поэтому наша площадка и в рамках КС будет проводить политику, направленную прежде всего на поддержание высокого уровня конкуренции на торгах. Для этого у нас разработан ряд эффективных и проверенных мер, благодаря которым только в 2012 году государственные заказчики РТС-тендер сэкономили более 70 млрд рублей.

Одним из достижений закона считается то, что он сможет расширить способы размещений заказов с учетом специфики различных товаров. Но разве акцент только и исключительно на цене товара сможет обеспечить выбор наиболее адекватных технологических решений?

Виктор Степанов: Именно для того, чтобы поставщики не выбирались, исходя исключительно из цены, и вводятся новые виды конкурсов. Поэтому можно сказать, что в новой КС акценты как раз сместятся, и исчезнут ситуации, когда, например, постройку огромного здания доверяют поставщику с самой низкой ценой, после чего здание возводится рабочими с недостаточной квалификацией и его просто опасно эксплуатировать. То есть проблемы с низким качеством поставляемых товаров и услуг как раз и должна решить КС. В заключение мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что одна из главных проблем госзакупок, о которой я уже говорил ранее - низкий уровень конкуренции, - не исчезнет после перехода к КС. Электронные площадки и после 1 января 2014 года будут вынуждены, по-видимому, решать ее своими собственными силами.

Бизнес Московская биржа - РТС