21.06.2013 00:10
Культура

Московский кинофестиваль откроет "Война миров Z"

Московский фестиваль открылся временно отложенным апокалипсисом
Текст:  Виктор Васенин Валерий Кичин Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №133 (6109)
На открытии 35-го ММКФ показали ужастик Марка Форстера "Война миров Z". 27 июня картина выходит и на экраны России.
Читать на сайте RG.RU
Открытие 35-го ММКФ

Начнем с того, что отсылающий к Уэллсу перевод названия фильма World War Z принципиально неверен. Это именно "Мировая война", ее имели в виду авторы, дав ей пока неопределенный номер Z, но предупреждая, что она может разразиться в любую минуту. Враг, как можно предполагать, внутри нас, в любом из нас, и природу этого врага мы не знаем. Фильм заканчивается констатацией: гибель мира удалось только отложить, но причина по-прежнему неизвестна.

Зомби-фильмы чаще всего создания малобюджетные, рассчитанные на таких очень специальных любителей. Всадить в зомби-фильм не только около 200 миллионов, но и самого Брэда Питта - это несомненное новаторство: попытка и впрямь сделать из мухи слона. Или, как говаривали в мичуринскую эпоху, соорудить гибрид слона с чайником.

Онлайн-трансляция церемонии открытия ММКФ

К гибридизации привлечены серьезные силы: режиссер Марк Форстер ("Квант милосердия"), крутой монтажер Роджер Бэртон, приложивший руку к "Звездным войнам" и "Трансформерам", художница Дженнифер Уильямс, умеющая визуально воспроизвести, кажется, все - от реального "Перла Харбора" до тех же "Трансформеров". Не говоря о Брэде Питте, который инициировал всю затею, прочитав жуткий роман Макса Брукса.

Задачи были поставлены разнонаправленные. С одной стороны, собирались делать фильм "летнего репертуара", т.е. облегченную гоготалку. Это получилось: самые пугающие образы возникают в атмосфере радостного хохота зала. С другой, надеялись послать человечеству очередное предупреждение, честно и прямо сформулировав его в финале. Попытка сесть между двух стульев закончилась, как всегда, ущемлением обеих ягодиц, каждая из которых в отдельности благородна и имеет право на существование.

Итак, Брэд Питт, на этот раз в образе хорошо послужившего экс-следователя ООН, с женой и дочками едет по изображающему Филадельфию Глазго, застревает в пробке и опытным взглядом видит, что происходит неладное: вдали что-то взрывается, бегут люди, а в ветровое стекло бьется гад с белесыми глазами. Действие разворачивается быстро и невнятно: почему все сразу поняли, что это атака зомби, и как удалось Питту, ловко меняя авто и вертолеты, вырваться из загроможденных улиц в морские просторы - спишем на условность жанра. Снято все это, надо сказать, неважно - сумбурно и монотонно, суть событий затуманена (или имитирована) мельканием. Так бывает, когда авторы, прочертив стратегические задачи фильма, плюнули на убедительность деталей: да и действительно - в зомби-жанре рационалисту делать нечего.

Зомби сделаны шикарно. Они сохранили все классические черты от разверстых пастей с гнилыми зубами до походки Майкла Джексона в "Триллере". Но их бесконечно размножили и уподобили человеческому термитнику: тучи человекоподобных насекомых роятся и собираются в муравьиные монбланы, способные перехлестнуть через неважно когда выстроенную в Израиле защитную суперстену. Размножаются они, как вампиры, кусанием.

Дальше идет решительная смена привычных ориентиров. Обычно герой спасает мир - а у Форстера он спасает семью, и только попутно - мир. Это понятно: еще со времен "Волшебной страны" режиссер привержен теме семейных ценностей, на них и зиждется мир, слезинка дочки стоит жизни. Так в "летний" зомби-фильм по каплям вводится мелодрама, где вперемежку с кокой нужно глотать слезы.

Ситуация мгновенно становится запредельной: люди миллионами рекрутируются в зомби, президент укушен, властей нет, Венеция полна членистоногих, Москва пылает, американский авианосец - последнее пристанище нетронутой цивилизации. Чтобы спасти семью и мир, герою придется отследить (он же следователь!) истоки болезни. Летая по свету, он невероятным образом (это тоже неважно) попадает точно туда, куда нужно, - к останкам самого первого укушенного. Нам следить за ходом следствия невозможно в силу зияющих провалов в его логике - примем и это за пунктир, какой для краткости позволяет себе рассказчик. К радости зрителей СНГ, Брэд Питт с израильской боевичкой спасаются от зомби на лайнере белорусской авиакомпании, который хорош тем, что даже падает там, где нужно, - в непосредственной близости от соответствующего НИИ, где имеется все необходимое, включая Морица Бляйбтроя в эпизоде, но и там тоже размножились зомби.

Я ничуть не спорю - вы все равно будете сидеть, стиснув кулачки, на краю кресла, жмуриться в местах, где рубят плоть, безуспешно искать на экране Константина Хабенского (он есть в титрах и, вероятно, в толпах) и смеяться, когда вам в лицо станет клацать до чертиков омерзительный зомбияк. Мне важно обратить внимание на то, что авторам неважно в этой истории решительно все: как кто куда попал, как, кто и что вычислил, каким образом и зачем решил и все такое прочее. Летний же репертуар - ешь попкорн, коку жуй. День твой последний приходит, - вот что важно авторам. Им важно - напугать. "Основной посыл фильма в том, что в любой момент может произойти все что угодно, никто не застрахован, каждому угрожает опасность", - объясняет Марк Форстер.

На вопросы "кто виноват?" и "что делать?" фильм не отвечает. Напугает хорошенько и выпустит на страшные улицы ваших городов. Пора утешений кончилась. Живите, бойтесь, тряситесь, ждите...

 

 
Видео: Виктор Васенин/РГ

 

Церемония открытия 35-го ММКФ. Фоторепортаж Сергея Куксина/ РГ
 
Мировое кино