- На прямые соглашения с белорусской железной дорогой, - рассказывает Павел Гарьевич, - мы вышли в начале 2000-х. Наладили обмен технической информацией, стали развивать инновационные формы совместной работы. Например, испытания в тестовом режиме на белорусской железной дороге новых агрегатов, разработанных нашим заводом, а также запасных частей к ним.
- Ваши дизельные двигатели используются только в Беларуси?
- Не только там. Также в Прибалтике и республиках Средней Азии. И это не "комплимент вежливости". Тут вот в чем дело. Наша продукция достаточно сложная - и технологически, и в эксплуатации, предъявляет большие требования к специалистам. Белорусские потребители всем требованиям соответствуют в полной мере. У них на сегодня самая высокая на постсоветском пространстве производственная культура. С ними в этом отношении работать очень приятно.
Еще одно преимущество наших партнеров и соседей: у них на предприятиях сохранена преемственность поколений. Конечно, без потерь в свое время не обошлось. Но серьезного поколенческого разрыва не произошло. Отсюда и культура труда, и высокопрофессиональное отношение к делу.
Поделюсь наблюдениями. Наше ОАО регулярно приобретает станки за рубежом. Как-то в Чехии во время одной из деловых встреч я поинтересовался, с представителями какой страны им комфортнее работать и почему. Первыми назвали белорусов: они грамотно и аккуратно ведут дела, имеют полномочия принимать решения о контрактах на месте, без долгих согласований и проволочек. Сразу идет и оплата. И еще. На станкостроительных выставках я давно обратил внимание, что самые большие делегации там - из Беларуси. Республика небольшая, а станкостроительных заводов у нее много. Ее специалисты приезжают, смотрят, учатся передовым технологиям. Как результат, на недавней выставке в Москве мы купили шлифовальный станок для обрабатывающей линии именно у них, а не у Германии, Японии, той же Чехии...
О Белорусской железной дороге давно идет по России слава как об организации, открытой для инновационных решений, активно внедряющей современную технику. Взять те же питерские двигатели из алюминия. Они "пришли" из авиастроения. Там был большой их "задел", но наступило время реактивных самолетов. Тогда на "Звезде" и создали новую линейку современных двигателей - при высокой мощности они имеют небольшой вес. Белорусские железнодорожники оперативно оценили "нанодизель", подписав с петербуржцами соответствующий контракт.
"Звезда", кстати, сама занимается литьем, механообработкой, производством и сборкой большинства деталей для двигателя (а деталей, между прочим, 2,5 тысячи!). Завершающий этап проходит в сборочно-испытательном комплексе. Я побывала в нем.
Этот один из самых больших цехов на заводе насыщен станками, кранами, испытательными стендами. При этом работает в нем всего 43 человека. Как заметил встретивший меня у входа замначальника комплекса Сергей Бурлюк, большинство трудится тут не один год. Сам он здесь с 1989 года.
- Производим два типа дизелей, - ведет меня по цеху Бурлюк.- Звездообразные, созданные на базе дизеля М-500 и V-образные. Нареканий на их качество от покупателей практически не получаем. Что лично мне нравится в общении с белорусами? Они регулярно бывают у нас. Вижу, как относятся к делу, к технике. Толковые специалисты...
Дизели для железнодорожных составов и комплектующие к ним - основное направление сотрудничества питерской "Звезды" с белорусами. А недавно был подписан план совместной работы с БелАЗом. К 2015 году завод "Звезда" планирует выпустить новую модель - чугунные двигатели для карьерной техники. А лучшая техника по добыче полезных ископаемых на постсоветском пространстве как раз белорусская.
- Новые двигатели позволят решать более сложные задачи, чем собранные из алюминия, да и срок их службы дольше, - говорит Павел Плавник. - Но для этого необходимо иметь соответствующие комплектующие: топливную аппаратуру, систему автоматизации, высокопрочный чугун. Стали искать партнеров по всему миру. И тут узнали, что новое высокопрочное и высокоточное чугунное литье открыто в Столбцах, где расположен филиал Минского моторного завода. Сейчас ведем переговоры. Это еще одно перспективное направление в нашем сотрудничестве. Но продолжу о БелАЗе. Мы съездили на завод в Жодино, что недалеко от Минска, посмотрели. Организация производства там самая современная. Продукция завода успешно конкурирует с аналогичными немецкими, американскими машинами. Схема такая: мы разрабатываем новую модель чугунного двигателя под новый самосвал, который делают белорусы. На сегодня подписан план совместной работы. К 2015 году наша кооперативная продукция - карьерный самосвал проекта 7558 грузоподъемностью 90 тонн с двигателем Pulsar V12 - должна быть представлена уже в тестовом режиме.