21.06.2013 00:50
Власть

Валерий Выжутович: Пока лоббизм в тени, он не освободится от коррупции

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №133 (6109)
В конце минувшей недели в Подмосковье прошел трехдневный семинар по GR-менеджменту, или лоббированию. Семинар был организован администрацией президента и Сбербанком. В нем приняли участие главы российских регионов.
Читать на сайте RG.RU

Семинар включал в себя семь тематических блоков, например, такие: основы стратегического управления в XXI веке; создание среды и культуры, которые способствуют положительным изменениям; эффективное распределение полномочий; мотивация и управление персоналом.

Главной целью семинара было - научить губернаторов грамотно, аргументированно презентовать потребности своего региона, чтобы эти потребности в максимальном объеме удовлетворялись федеральным центром. То есть научить их цивилизованному лоббизму. Такому, какой существует во многих западных странах. Например, в США, где институт лоббизма закреплен на законодательном уровне, а порядок работы лоббистов регулируется государством.

В России же этого никогда не было и нет. Хотя попытки узаконить лоббизм предпринимались неоднократно. В 2012 году Дмитрий Медведев, будучи президентом, давал поручение министерству экономического развития совместно с минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и подготовить конкретные предложения. Казалось, наконец-то будет принят закон о лоббизме, но дальше дискуссий в экспертном сообществе и парламентских кругах дело опять не продвинулось.

Что же требуется, что вывести лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства?

В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий.

Проект был, конечно, вполне популистским. Ну в самом деле. Запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Любая! Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом.

Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.

Почему попытки узаконить лоббизм не имеют в России успеха? Тому немало причин. Во-первых, для начала следует провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией. Во-вторых, все попытки упорядочить лоббистскую деятельность до сих пор предпринимались исключительно в популистских целях. В-третьих, многие предложения копируют американское законодательство, а слепое перенесение на российскую почву чужого опыта рождает мутанта. Ну и кроме того, в России немало людей, тенево лоббирующих чьи-то бизнес-интересы и получающих за это неплохое вознаграждение. Таким людям, разумеется, не нужны профессионалы-соперники, действующие открыто. На вопрос, почему лоббизм не желает выйти из тени, откровенно ответил один из депутатов: "Получил мужик от кого-то, предположим, пять тысяч долларов, две тысячи отдал жене, а три оставил себе на мужские развлечения. Никому не хочется, чтобы в его доходы совали нос".

Российские депутаты немало поработали на интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп. О том, что законодатели местного и федерального уровня занимаются теневым лоббизмом, давно известно. Что существуют "неформальные связи" отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами, тоже не секрет. Между теми, кто инвестирует в депутатский мандат, и теми, кто, оправдывая вложения, "правильно" голосует, существует наикрепчайшая связь.

А с другой стороны, люди бизнеса сами идут в политику, становятся депутатами. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. В нынешнем составе Госдумы, как и прежде, немало весьма состоятельных людей.

Переход из бизнеса в политику и обратно наблюдается не только в России. Но лоббистским промыслом на Западе занимаются исключительно профессионалы. Например, в США половина профессиональных лоббистов - это бывшие сенаторы и члены конгресса. Уходя с государственных постов, они используют наработанный опыт и связи в интересах тех групп, которые их нанимают. И получают за это честно заработанный гонорар.

Полной и окончательной победы над теневым лоббизмом добиться, конечно же, невозможно. И не только в России - нигде. Это как с коррупцией, масштабы которой в лучшем случае можно уменьшить, а полностью ее искоренить все равно не удастся. Но пока лоббизм в России не выйдет из тени, он не будет свободен и от коррупции.

Госуправление Внутренняя политика