21.06.2013 13:02
Общество

Социологи: Россияне воспринимают друг друга с едва скрываемой агрессией

Текст:  Пьер Сидибе
Вы, наверное, не раз обращали внимание на то, как причудливо здороваются в России. Кажется, что есть целая теория и практика приветствия: как, с кем здороваться, а главное, с кем не здороваться. Например, на моей лестничной клетке соседи не всегда здороваются. И чем дальше друг от друга по этажам люди живут, тем реже они обмениваются приветствиями.
Читать на сайте RG.RU

А теперь вспомните, как здороваются люди на Западе. Утром вы выходите из своего номера в отеле и сталкиваетесь с человеком, живущим рядом. Вы здороваетесь. Вы едете в лифте, в который то и дело заходят люди. Они видят вас впервые (и скорее всего, в последний раз), но неизменно произносят: "Morning", "Hello" и т.д. А прохожие, встречающиеся друг с другом глазами в ресторане или в парке, либо здороваются, либо приветливо улыбаются, кивают. Непривыкшего к подобной "роскоши" русского человека такой расклад поначалу удивляет. В приветствии западные люди не видят ничего значимого, для них это просто формальность. В России этой "церемонии" придается куда большая роль.

"Это особенности культуры: для них (западных людей. - Прим. ред.) приветствие действительно считается нормой, как утром почистить зубы. Если брать российский менталитет и уходить в изучение глубинной российской культуры, то, что такое приветствие? Это пожелание здоровья, процветания", - объясняет психоаналитик Карина Матвеева, член Европейской конфедерации психоаналитических психотерапевтов России. То есть русское приветствие несет гораздо большую смысловую и эмоциональную нагрузку, а значит и желать всего доброго здравия хочется не каждому встречному.

Если с межквартирными приветствиями все более-менее понятно, то вот на работе возникают любопытные "инциденты". В соцсетях гуляет картинка, которая начинается с традиционной фразы "Этот неловкий момент" и продолжается "когда ты протянул руку, а с тобой не поздоровались". Судя по количеству лайков и перепостов, игнорирование приветствия - вещь частая, она ставит человека в ступор. В некотором роде это социальный страх.

Или, например, в офисе вы часто видите человека, но не знакомы с ним. И не понимаете, надо с ли ним здороваться либо пройти "мордой кирпичом". Поначалу вы делаете вид, что не замечаете друг друга, как бы смотрите сквозь. Потом вы начинаете осторожно проявляться, чтобы уже через какое-то время начать открыто здороваться. А вот еще: человек, с которым вы поздоровались, не заметил вас. А может, и сделал вид, что не заметил? Порой доходит до откровенного неприличия, когда человек смотрит на вас, вы киваете, а он равнодушно отворачивает голову. Впрочем, с некоторыми людьми, которых вы хоть и хорошо знаете (например, одноклассники, "лица из детства") не хочется здороваться, так как с ними связаны негативные впечатления в прошлом. А бывает, наоборот, здороваетесь с одним и тем же коллегой по сто раз на дню, попадая в несколько глуповатое положение.

Скажем прямо, в России не любят здороваться, и вообще неохотно идут на контакт. Отсюда "малочисленность" улыбок, нежелание встречаться глазами и т.д. Русские не любят формально подходить даже к повседневной социальной практике. Равнодушное "Hello" для нас неприемлемо. Один мой знакомый журналист, вернувшись из очередной командировки из-за границы, негодовал: "Да мне плевать, что они там неискренне улыбаются. Зато они улыбаются. А у нас все с перекошенными рожами ходят".

А может, в нежелании здороваться проявляются наши социальные страхи, наш инфантильный подход к реальности, где мы общаемся только с теми, кто нам нравится? А тех, кто нам не нравится, игнорируем. Конечно, в плане социальных коммуникаций российское общество не так развито, как европейское или американское. "За что я люблю Нью-Йорк, так это за то, что здесь просто так можно разговориться с незнакомым тебе человеком", - говорила героиня одного из голливудских сериалов. В Москве, например, такие сцены встречаются, но крайне редко. Люди словно пытаются как можно быстрее пересечь "социальное поле", добежав от дома до работы, потом до ресторана и снова домой. Разумеется, не стоит забывать о том, что наши граждане не чувствуют себя защищенными, однако списывать социопатию только на это было бы неправильно. "Часто здесь играет роль вопрос воспитания. Все детство нам твердили, что разговаривать с незнакомыми нельзя, а кого-то за это даже строго наказывали. Эта установка, полученная от родителей - то есть людей, которые на тот момент являются безусловными авторитетами, никуда не уходит с годами. Взрослея, человек просто забывает о ней, но на подсознательном уровне она остается, продолжает работать, создавая невидимый барьер для общения", - объясняет специалист по работе с социальными страхами, психотерапевт Мария Фролова.

Психотерапевты фиксируют сейчас тенденцию роста агрессии. "То, что человек по отношению друг к другу по разным причинам становятся более недоброжелательными, отмечается на многих конгрессах и форумах. Это феномен эволюции общества. Хотя я бы сказала, что это деградация, поскольку из-за агрессии тормозится развитие как человека, так и общества в целом", - считает Карина Матвеева.

Москва - это город различных тусовок, или выражаясь проще, скопление деревень, где все перемещаются стайками. В столице отсутствует единое городское психокультурное пространство, нет чувства общности. Хотя попытки создать его (к примеру, Парк Горького) предпринимаются. Люди по-прежнему воспринимают друг друга в лучшем случае нейтрально, но чаще - с едва скрываемой агрессией.

Парадоксально, но рост благосостояния не только не снижает агрессию, а наоборот, усиливает ее. Попытки заполнить внутреннюю неудовлетворенность сверхпотреблением приводят только к ее увеличению. Уход от духовных ценностей к материальным мешает нам видеть пути решения многих личностных проблем. И это проявляется в том, как мы взаимодействуем друг с другом каждый день.

Опрос "РГ"
Социология