22.06.2013 16:25
Культура

На ММКФ началась ретроспектива фильмов Алексея Балабанова

Текст:  Татьяна Хорошилова
В Белом зале Дома кино открылась "Российская программа 35 ММКФ".
Читать на сайте RG.RU

В нее входят последние российские  фильмы  "Долгая  счастливая  жизнь" Бориса  Хлебникова, "Чапаев"  Виктора Тихомирова, "Легенда №17"  Николая  Лебедева,  "Метро"  Антона  Мегердичева,  "Небесные  жены луговых  мари" Алексея  Федорченко, "Майор"  Юрия  Быкова, "Совсем  непростая  история"  Федора  Попова,  "Роль"  Константина  Лопушанского,  "Отдать концы" дебютантки  каннского  кинофестиваля  Таисии  Игуменцевой,  "Вечное  возвращение"  Киры  Муратовой и  другие.  А в  Белом  зале  можно  увидеть программу  фильмов  к  50-летию Высших  курсов  режиссеров  и  сценаристов, ретроспективу фильмов  Алексея  Балабанова,  программу "Короткий  метр".

Об особенностях Российской  программы  рассказывает художественный  руководитель программы  Ирина  Павлова:

- "Российская программа" существует  с конца  80-х  годов.   Только  я  ее  делаю  двенадцатый  год.  Даниил  Дондурей,  который  стоял  у истоков  этой  программы,  назвал  ее  "Россия,  которую  мы  потеряли". Мы решили   не  называть  ее никак,  а  ставить  зеркало  перед  Российским  кинематографом.  Что в  этом  зеркале  отразится, то  и  отразится. Герои новых  российских  фильмов  либо  сопротивляются,  либо не  сопротивляются  апокалиптическим  обстоятельствам  бытия,  будь  то  социальный  апокалипсис  или  природный  катаклизм. Земля, воздух,  трава  тоже  погибнут.  Но  сначала  погибнет  человек.  Две  притчи  попали  в  конкурс  ММКФ, а  затем  и  к  нам  в  программу ("Иуда" и "Роль")  -  это истории  о  том,  что  один  человек падает  жертвой  обстоятельств и  отдает  мир  на  поругание, а другой  - о  том,  как  человек  хочет  спасти  этот мир.  Неважно,  получается  у  него или  нет.

ММКФ: Все новости фестиваля и фоторепортажи

В рамках нашей  программы  можно увидеть все  фильмы  Алексея  Балабанова. Я присутствовала  при рождении первого фильма Алексея  Балабанова  "Счастливые  дни".  Его  запускал  мой муж,  ругались и  дрались  у меня  на кухне.   Но  этот фильм  сразу полюбили.  К  нему  не  было  претензий.  А  потом  Леша  снимал  один  фильм  за  другим.    Слава  Богу,  что  рядом  с ним  появился  такой   человек,  как   Сергей  Сельянов,  который   поставил  задачей  своей  продюссерской  жизни то,  чтобы  Балабанов  снимал  свое  кино.   Это  гигантской  жертвенности  поступок,  потому  что  Сергей    Сельянов  был   очень  неплохим режиссером.   Он  пожертвовал режиссерской  карьерой  для  того,  чтобы  Балабанов  снимал.   Алексей    снял  много картин  и  к ним  всегда  были  претензии:  у  левых одни,  у  правых  другие, у  толерантных  третьи.  Одни говорили,  что  он  проповедовал  национал-социализм  в  "Брате-2", другие - воспевал  бандитов.  Что  только  про  Балабанова   не  говорили.  Балабанов  никогда  не  оправдывался.   И  продолжал "ковать  свою  железку".  И  когда  его  внезапно  не стало,  поверить  в  это  было  нереально.  Я  долго  не  понимала,  что делать?!  Потом  решила взять и  показать  все  фильмы Леши.

Лешина  смерть  сделала  то,  что  ретроспектива его  фильмов  может  называться  полной  и  окончательной.  Оказалось,  что  Балабанов - лучший  портретист  России.   Он  понимал   Россию от  самого  дна, от  самого  низа  до  самого  неба.   Понимал  и  чувствовал.  И  когда  мы  собрали   все  его  фильмы,  увидели  фантастической  силы  и  правдивости  портрет.   О  нас  с  вами  потомки  будут  судить  по  этой  ретроспективе.

22 июня в  20.00 в Доме  кино  начнется вечер  памяти режиссера  Алексея  Балабанова.

Фоторепортаж
 
Наше кино Москва Столица