24.06.2013 00:30
В мире

Собкоры "РГ" узнали, можно ли за рубежом приобрести самолет и летать на нем

Корреспонденты "РГ" разузнали, можно ли за рубежом приобрести крылатую машину и летать на ней
Текст:  Александр Гасюк
Российская газета - Столичный выпуск: №134 (6110)
Начав развивать частную бизнес-авиацию еще с середины 1960х, Америка сегодня занимает лидирующее положение - из 19 тысяч "бизнес-джетов", летающих по всему миру, в США зарегистрирован 11 261 борт, или 70 процентов всех подобных воздушных судов. Для защиты и продвижения интересов производителей и владельцев приватных самолетов в США даже создана Национальная ассоциация деловой авиации, которая несколько лет назад добилась предоставления налоговых льгот для покупателей частных самолетов в первый год после их приобретения.
Читать на сайте RG.RU

Иметь собственное аэротакси в Америке, где прекрасно развита аэродромная инфраструктура, престижно и действительно удобно - в США бизнес-самолеты могут использовать порядка 5000 взлетно-посадочных полос по всей стране.

Неудивительно, что собственные средства воздушного передвижения имеют не только мультимиллионеры вроде Дональда Трампа и Уоррена Баффета, но и звезды Голливуда, как, например, Арнольд Шварценеггер или Джеки Чан, а также сотни американских корпораций.

Всего в прошлом году американцы купили 672 новых "летающих офиса". При этом только самолет Джеки Чана, производства бразильской компании "Эмбраер", обошелся актеру в 30 миллионов. Любопытно, что некоторые американские знаменитости, получив лицензии пилотов, зачастую сами садятся за штурвал личных "аэропланов" - именно таким образом любят перемещаться на своих "Гольфстримах" Том Круз и Джон Траволта. Кстати, у последнего, по данным американских СМИ, в собственности находится целый парк самолетов - 11 бортов, включая "Боинг-707".

В США час полета на собственном самолете со всеми удобствами в среднем обходится владельцу в сумму от 4 до 9 тысяч долларов. Известно, что 60 процентов всех международных полетов на частных лайнерах за рубеж приходится на Канаду, а остальные - на страны Карибского бассейна и Центральной Америки.

Не самые экономичные самолеты, как оказалось, вносят весьма существенный вклад в экономику США - около 150 миллиардов долларов ежегодно, а сама индустрия делового авиаизвоза поддерживает в Америке больше миллиона рабочих мест. Впрочем, американские критики "самолетов для богачей" утверждают, что сильно разросшийся парк частной авиации в США наносит вред окружающей среде, ложится бременем на национальную систему воздушного транспорта и бьет по карману обычных налогоплательщиков, деньги которых идут в том числе и на финансирование строительства аэропортов, которыми пользуются частники.

Несмотря на вялотекущий глобальный финансовый кризис, рынок деловой авиации чувствует себя весьма неплохо - по прогнозам экспертов, в течение следующих 10 лет по всему миру будут проданы больше 10 тысяч "бизнес-джетов".

Кстати

Больше всего частных самолетов - почти по тысяче бортов - зарегистрировано в штатах Техас, Калифорния и Флорида, а меньше всего - около сотни самолетов - на Аляске. На североамериканском рынке деловой авиации лидирующее положение среди легких частных самолетов занимает "Сессна", а среди более совершенных и дорогих приватных лайнеров - "Гольфстрим", "Фалкон" и "Бомбардье". Помимо 11 с лишним тысяч бизнес-самолетов, в США насчитывается около тысячи частных вертолетов, прежде всего производства компаний "Белл" и "Сикорский".

США