25.06.2013 00:02
Культура

Юрий Богомолов: При просмотре телевизора необходимо надеть респиратор

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (6111)
Экология телеэфира так загрязнена, что хоть респираторы на себя цепляй перед включением ящика. Я так и делаю, попадая на программы обоих Малаховых, Бориса Корчевникова, Анатолия Вассермана, и кто еще там...
Читать на сайте RG.RU

* * *

Перед включением программы "Дело Х. Следствие продолжается" я как-то легкомысленно не озаботился этой проблемой. За трибунку в студии решительным шагом проследовала актриса Лидия Вележева и поинтересовалась у меня: знаю ли я, что, по данным российской уфологической организации, уже более семи тысяч наших соотечественников находятся в постоянном контакте с представителями внеземных цивилизаций. Честно говоря, я этого не знал. Я помню, что Кирсан Илюмжинов не так давно рассказывал о своем визите на приземлившуюся космическую тарелку Владимиру Познеру. У меня создалось впечатление, что Познер тогда не очень поверил собеседнику, но перечить главе ФИДЕ из деликатности не стал.

Оказывается, напрасно. "Контактеров" уже так много, а мы тут все бог знает, чем занимаемся - волнуемся из-за ослабевающего курса рубля, переживаем за нравственность, за ксенофобию, за гомофобию... и что еще там...

У телеведущей вопрос: "Эти контактеры (в их числе и сам Кирсан Илюмжинов?) - всего лишь посредники между людьми и внеземными цивилизациями, или подопытные кролики инопланетян?" Боже, так это вопрос не к нам, а к спецслужбам. Я не к тому, что контактерам надо тут же привинтить руки к лопаткам и отправить в СИЗО. Но какие-то меры должны быть приняты...

Закадровый голос ввел в курс дела. Один из первых инопланетных агентов поделился некоторой информацией: разумные существа из других галактик давно уже посещают Землю. И не всегда с добрыми намерениями. Повезло гражданину Косякову. Ему они вылечили сердце. Ничего не скажешь, высокопрофессиональная работа.

Но возможно, не всем выпала такая удача. И не исключено, что некоторые "висяки", "глухари" и прочие недочеты правоохранительных органов могли бы быть списаны на космических пришельцев.

До последнего времени я считал, что люди не могут насиловать себе подобных бутылкой шампанского. Теперь у меня нет никаких сомнений, что это делали нехорошие послы злой воли с других планет.

С "контактерами" тоже надо разбираться. Один из них сознался, что его волосы служат антеннами. И вообще, некоторые из приглашенных на передачу оставили впечатление, что их привезли из психиатрической клиники. Зрители в студии, казалось, тоже нуждаются в медицинской помощи. Да и тем, кто сидел у телевизоров, могла понадобиться консультация психолога. И мне бы она не помешала, если бы я не поторопился переключиться на другой канал.

* * *

В утреннем выпуске "Сегодня" от 22 июня сюжет, заключавший программу, был посвящен мероприятиям по поводу начала войны. Прощаясь телеведущий пожелал нам хорошего праздника.

- Не понял, сказал я себе, допивая кофе. - С каких это пор очередная годовщина нападения нацистской Германии на Советский Союз - праздник? Оговорка?

Возможно, подумал я, оговорка, но по Фрейду. Ведь уже некоторыми пропагандистами вся мировая война интерпретируется как победный марш. И даже ее катастрофическое начало, в подтверждение чего ведущий другого канала Алексей Пушков анонсировал сюжет в своем "Постскриптуме": "22 июня Гитлер проиграл войну".

Если Гитлер проиграл войну 22 июня, то СССР ее в этот день и выиграл. Тогда 22-е можно считать еще одним Днем Победы.

Это ведь все к тому, что мы до сих пор не прочувствовали и не взяли себе в голову ужас гуманитарной катастрофы, постигшей нашу страну и все человечество. И время от времени это безразличие и бездушие прорываются в словах, в интонациях, в фальшивом пафосе, в пожелании нам хорошего праздника.

* * *

Ушатами чего-то отрезвляющего стали две документальные работы. Сначала на "Дожде" показали фильм Александра Сокурова "И ничего больше" (многие смотрели отрывки из него на сайте "РГ" накануне Дня Победы. - Ред.). На следующий день на Первом канале стартовал сериал "Дети Третьего рейха".

При всем несходстве художественных уровней обоих произведений в глаза бросается нечто общее - моральный аспект грандиозного исторического события.

Сокуров снял свою картину почти три десятка лет назад. И ее не было видно. Почему ни в советское, ни в постсоветское время ни один из телеканалов не рискнул ее показать, не смогу сразу объяснить.

Документальные фильмы Сокурова - это нечто большее, чем авторская документалистика. Это эссеистическая поэзия. Ее глубина не сразу открывается. Война на экране интерпретирована как античная трагедия. Там, на Олимпе - небожители: Сталин, Черчилль, Рузвельт. У подножия - сначала бьющие чечетку американцы и пускающиеся в пляс русские, потом корчащиеся жизни на полях сражений.

Двоемирие (деление человеков на смертных и бессмертных, которые на самом деле тоже были смертными) - вот пружина сокуровской драматургии. А интрига в том: как победить не просто вот в этой конкретной войне. А победить именно Войну!

Догадываюсь, что фильм и сегодня может показаться ненужным в нынешнем историческом контексте. Понимаю, что здесь было крамольного в советскую пору. Картина была пронизана тем, что тогда называлось "абстрактным гуманизмом". Но она нужна. Как и шоу "Большой джаз" на канале "Культура", с его торжествующим абстрактно-музыкальным гуманизмом.

А фильм Сокурова в первом издании назывался "Союзники".

ТВ и сериалы