25.06.2013 00:46
Экономика

Общая сумма заключенных на ПМЭФ контрактов составила 9,6 трлн рублей

Текст:  Алексей Стригин
Российская Бизнес-газета - : №24 (902)
В городе на Неве закончил свою работу международный экономический форум. Общая сумма заключенных в период форума контрактов составила, по словам замминистра экономического развития РФ Сергея Белякова, 9,6 трлн рублей. В 2012 году результат был значительно скромнее - 310 млрд, в 2011-м - 200 млрд.
Читать на сайте RG.RU

Самым крупным контрактом ПМЭФ 2013 г. стал договор "Роснефти" и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) - компания договорилась о поставках 360 млн тонн нефти в течение ближайших 25 лет. Сумма контракта составила 270 млрд долларов. Причем "Роснефть" получит по условиям контракта предоплату в 67 млрд.

Уже накануне открытия форума фонд "Сколково", Intel и "КАМАЗ" объявили о сотрудничестве при создании интеллектуальной автомобильной системы Russian Hill на базе процессора Intel Atom. Первые рабочие образцы грузовой техники с такой системой будут продемонстрированы уже в сентябре.

Известно, что система будет включать в себя навигатор с актуальной информацией о загруженности транспортных сетей и другие сервисы.

Одним из главных документов первого дня ПМЭФ-2013 стал протокол о реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития на принципах государственно-частного партнерства между Республикой Коми, Пермским краем, Архангельской и Мурманской областями. В этой программе главное место отведено инфраструктурному проекту строительства и эксплуатации железнодорожной магистрали "Белкомур" по направлению Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Архангельск. По словам главы Пермского края Виктора Басаргина, инвестиции в проект оцениваются в сумму более 600 млн рублей. В рамках реализации этого проекта в регионах-участниках будет создано более 40 тысяч рабочих мест.

Правительства отдельных регионов СЗФО также заключили ряд сделок. Так, власти Ленинградской области подписали меморандум с компанией "РУСАЛ" о модернизации Волховского алюминиевого завода, на котором будет создано совместное предприятие с компанией Omen High Pressure Die Casting (Израиль).

В рамках проекта существующее алюминиевое производство будет заменено производством автокомпонентов, что позволит не закрывать предприятие, как предполагалось раньше.

Другим крупным документом для Ленобласти стал меморандум о сотрудничестве с компаниями "Теллус-Групп" и "Ренейссанс Констракшн", которые реализуют проект индустриального парка "Кола" во Всеволожском районе региона. На территории площадью 123,7 га разместятся логистические комплексы, склады, производственные помещения, офисные центры. Общий объем инвестиций составит 13,5 млрд рублей, срок реализации проекта - семь лет.

Кроме того, регионом было подписано соглашение с научно-исследовательской производственной компанией "Электрон" о реализации инвестпроекта по созданию инжинирингового центра по производству и локализации выпуска медицинских изделий и различных комплектующих. Инвестиции в первые два этапа проекта составят порядка 2 млрд рублей. Планируется, что центр будет находиться на территории Ломоносовского района Ленинградской области и станет первой в России научно-исследовательской производственной площадкой по разработке и выпуску высокотехнологического медицинского оборудования. "На 2014 год запланирован запуск систем визуализации, на 2016 год - компонентов для телеуправляемого рентгеновского диагностического комплекса", - сообщил гендиректор НИПК "Электрон" Александр Элинсон.

У хозяев форума - правительства Санкт-Петербурга - также была поставлена высокая планка. "В этом году город подготовил к подписанию соглашений на общую сумму более 100 млрд рублей. Одно только соглашение с участием Mercasa может дать Петербургу около 5 тысяч новых рабочих мест", - сообщил губернатор города Георгий Полтавченко.

Отчасти поэтому в павильоне Санкт-Петербурга в этом году было представлено всего два проекта. Первый - проект восстановления храма во имя иконы Божией Матери "Милующая", который более полвека использовался как учебная база отряда подводного плавания Балтийского флота. Второй - агропромышленный парк стоимостью в 2,5 млрд евро, который планируется построить на юге Петербурга на участке в 407 га между Пулковским и Витебским шоссе. Этот проект курирует Росрыболовство. Предполагается, что здесь построят комплекс для хранения и переработки скоропортящихся продуктов, в проекте также участвует правительство Петербурга и испанская государственная агропромышленная компания Mercasa. По словам руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, проект разработан "Нацрыбресурсами" по инициативе Росрыболовства на базе подписанного в 2011 году меморандума о взаимопонимании с Mercas. Предполагается, что, помимо перечисленных организаций, в проекте будут участвовать государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и "Рыбоперерабатывающий комбинат N1".

Стоит отметить и другой проект Смольного - соглашение между правительством города и Кировским заводом в сфере модернизации городского транспорта. Гендиректор Кировского завода Георгий Семененко сообщил, что предприятие будет развивать производство трамваев, троллейбусов и автобусов для Петербурга и других городов России.

Наибольший интерес экспертов, вызвали инфраструктурные проекты, анонсированные на ПМЭФ. В первый день форума руководители "РЖД" Владимир Якунин, Белорусской железной дороги Владимир Морозов и Национальной железнодорожной компании Казахстана Аскар Мамин подписали соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). Компания будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией, и должна удовлетворить потребности стран Таможенного союза. По расчетам, грузооборот компании к 2020 году превысит 4 млн условных единиц измерения. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около 1,6 млрд долларов. Кумулятивный вклад в ВВП стран-участниц к 2020 году составит 11,3 млрд долларов, в том числе для России - почти 5, для Казахстана - 5,3, для Белоруссии - 1 млрд.

Другим ключевым инфраструктурным документом стало соглашение о порядке проведения сделки по строительству на территории Морского торгового порта Усть-Луга морского терминала перевалки генеральных грузов и удобрений. Новый терминал мощностью более 4 млн тонн будет построен на площади 8 га. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,5 млрд долларов. Терминал станет частью проекта Карбамидного завода на территории Индустриальной зоны, прилегающей к Морскому торговому порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области. По словам председателя совета директоров "Компании Усть-Луга" Валерия Израйлита, строительство искусственного земельного участка уже началось, затем будет вестись создание инфраструктуры. А инвестор проекта строительства многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) "Бронка" и голландская компания "Boskalis BV" подписали договор об образовании последней территории порта в 2013 году. В рамках контракта стоимостью 10,8 млрд рублей "Boskalis BV" обязалась вырыть на дне Финского залива канал глубиной 11,2 метра, по которому суда будут подплывать к Бронке. Работы по дноуглублению начнутся в августе 2013 года.

Макроэкономика Санкт-Петербург Северо-Запад