25.06.2013 00:20
Общество

Российское историческое общество отметило первую годовщину воссоздания

Для российского исторического общества год не срок
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (6111)
Под пристальным взглядом статуи музы истории Клио в парадном зале Дома приемов правительства, Российское историческое общество (РИО) вчера отметило первую годовщину воссоздания.
Читать на сайте RG.RU

Москва сделала имениннику царский подарок: старинный особняк в 1200 квадратных метров на Воронцовом поле. Были и заздравные речи, и критика. Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, по совместительству председатель РИО, отчитался о проделанной за год работе: число его коллективных членов возросло с 27 до 50, в апреле открыли первое региональное отделение в Санкт-Петербурге, издали Книгу памяти офицеров, погибших и раненых в Отечественную войну 1812 года, передали в музей, посвященный этой войне, собрание писем Наполеона. Кроме этого готовится к выходу в свет трехтомник речей депутатов Госдумы, начиная с 1906 по 1913 годы, и объявлен конкурс на сценарий художественного фильма о первых шагах российского парламентаризма.

Спикер предложил парламентариям принять участие во Всероссийском открытом уроке, посвященном 20-летию Конституции и Федерального Собрания. Он пройдет в 10-11 классах 2 сентября. Основная часть юбилея прошла в остро дискуссионном ключе. Говорили о едином учебнике истории.

На сегодняшний день завершена работа над "историко-культурным стандартом" и с помощью учителей составлен перечень из 30 самых трудных для преподавания тем. А в центре преподавания истории должна быть "история формирования государственной территории и единого многонационального российского народа", - подчеркнул Нарышкин. Сопредседатель РИО, директор Института всеобщей истории Александр Чубарьян отметил, что один этап в подготовке общества к тому, что новая линейка российских учебников появится, мы прошли: "Хронологический каркас", то есть перечень основных дат, персонажей, понятий будет вывешен на сайте минобрнауки к 1 июля. Там же в скором будущем появится и так называемый "список трудных вопросов". Академик рассказал, что готовятся и пилотные проекты региональных компонентов учебника: например, для тверских, уфимских, новосибирских школьников. Первого ноября, обещал Чубарьян, рабочая группа сможет представить единую концепцию преподавания истории в школе.

Впрочем, несмотря на оптимизм тех, кто уже трудится над новым учебником, известный писатель Эдвард Радзинский считает, что сделать его будет непросто:

- За 70 лет страна трижды пересматривала главные ценности. Хорошо Ною, он пережил один потоп, а Россия - три, - образно описал он сумбур мнений, которые доступны сейчас школьникам, в том числе и благодаря некритичному Интернету. По мнению писателя, исторические знания сейчас особенно необходимы. Радзинский процитировал Василия Жуковского, который утверждал, что необразованными людьми легче управлять, из них же легче сделать мятежников. "История - это драма Софокла: людей наказывают за непонимание того, чего хотят Боги, то бишь история, - закончил свое пламенное выступление драматург".

Еще один участник юбилейного заседания от творческого цеха - известный кинорежиссер Карен Шахназаров, оттолкнувшись от "списка трудных тем", выразил сомнение, что школьнику нужно знать о самых черных страницах нашего недавнего прошлого:

- Для ребенка важно знать, что его родители - самые лучшие в мире, и что он живет в самой лучшей стране с героической историей, а вырастет - узнает подробности, - резюмировал он. - И обратился к международному опыту: "Как вы думаете, как французы освещают участие своей страны во Второй мировой войне? Они чуть ли не выгнали известнейшего в мире режиссера, который сделал фильм о том, что сопротивления не было".

Ему возразил руководитель ЛДПР Владимир Жириновский, мол, узнают, выросшие на подобных благостных уроках дети правду и с "ума сойдут". В ответ зашумело большинство присутствующих на заседании, изучавших в свое время единый "Курс истории ВКП(б)": "Мы же не сошли!". А академик Чубарьян, согласившись с Шахназаровым по поводу осторожных французов, предложил все же поработать всем вместе над честным учебником истории.

История