Через депутатские запросы законодатели хотят выяснить, каким образом активы, принадлежащие ирландским налогоплательщикам, оказались вне влияния их владельцев. Ирландия, которой принадлежит национализированный IBRC, в попытке вернуть активы стала первым зарубежным государством, объединившим усилия с частной компанией из России.
Имущество республики Ирландия оказалось в России в результате деятельности экс-миллиардера Шона Куинна, который еще четыре года назад считался самым богатым человеком Зеленого острова. К России ирландский олигарх стал проявлять пристальный интерес в 2005 году, когда он приобрел в Москве недостроенный бизнес-центр "Кутузов Тауэр" на ул. Ивана Франко.
Одновременно его компания занялась поисками объектов для инвестиций в складскую недвижимость. В конце 2006 года под Казанью началось строительство логистического комплекса Q-Park, но международный финансовый кризис подорвал позиции семейного бизнеса. Средства, которые так активно инвестировала Quinn Group, были заемными и в 2011 году компании группы попали под внешнее управление. Долги Quinn Group основному кредитору - Anglo Irish Bank - составили 2,8 млрд евро. Правительству Ирландии пришлось спасать проблемный банк, который был национализирован и реструктурирован. Его преемником стал уже известный нам IBRC.
Долги Quinn Group сегодня де-факто признаны собственностью Ирландии и обеспечены активами консорциума, в число которых, как подтверждают в А1, входят объекты, расположенные на российской территории, либо право требования по отношению к ним. Наряду с уже упомянутыми это недостроенный торговый комплекс "Каспий" в Москве, гипермаркеты "Стройарсенал" в Екатеринбурге и "Касторама" в Уфе, земельные участки в Московской области и других регионах, а также универмаг "Украина" в Киеве.
Незадолго до того, как начались судебные разбирательства, некоторые держатели российских активов инициировали собственные банкротства. Чтобы ситуацию запутать окончательно, у этих структур объявились кредиторы. Разработана система вывода активов с переуступками на другие компании и инициированием фиктивных банкротств, которая искусственно препятствует их возврату. Используются сложные схемы, чтобы укрыть активы от кредиторов, предусмотрительно переведя принадлежавшие объекты недвижимости на сеть подконтрольных компаний.
Так в процедуре банкротства сейчас находится оператор логистического комплекса "Q-Park Казань" - ЗАО "Логистика". Свои требования к имуществу терминала предъявили компании "Строительные технологии" и "Внешконсалт". По странному стечению обстоятельств эти же структуры выступили кредиторами компании Финанстройинвестмент, которая является собственником столичного комплекса "Кутузов Тауэр".
По данным ирландской The Irish Times, 14 мая 2013 года Высокий суд Ирландии вынес решение о взыскании убытков с российских фирм ЗАО "Внешконсалт", ООО "Строительные технологии", ООО "РЛЦ Девелопмент", предположительно контролируемых семьей Куинн, в размере более 200 млн долларов с каждой. Российские суды, вплоть до Высшего арбитражного признали требования компаний "Внешконсалт" и "Строительные технологии" необоснованными, а также установили факт злоупотребления правами, указав на недобросовестность данных юрлиц.
В настоящее время неустановленная группа лиц пытается осуществить перепродажу некоторых объектов недвижимости и помимо прочего получает доход от их эксплуатации. По данным СМИ, Верховный суд Ирландии уже выносил решения, по которым глава семейства и его сын были приговорены к тюремному заключению. А вместе с тем, по имеющимся данным, оклад ряда менеджеров (7-8 человек) только лишь одной из российских "дочек", в числе которых, вероятно, были и члены семьи Куинн, только лишь в 2011 году составлял более миллиона рублей в месяц. Уж не таким ли способом из компании ушли средства, которые сейчас пытается вернуть А1?
Понятно, что официальный Дублин настроен на самые решительные меры, чтобы восполнить столь ощутимые потери бюджета: для работы в России целесообразно заручиться поддержкой локальной компании с опытом разрешения специальных ситуаций. А1 в свою очередь известна умением отстаивать свою юридическую позицию в правовом поле и добиваться результата в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Для создания совместной компании с А1 IBRC получила разрешение правительства Ирландии, а также рекомендации МИД России и Минфина России.
Стоимость недвижимости (всего 12 объектов), находящейся в залоге по выданным IBRC кредитам в РФ и на Украине, составляет порядка 500 млн евро. А1 рассчитывает вернуть недвижимость под контроль банка в течение года: в опубликованном в СМИ информационном сообщении компания предупредила тех, кто проявляет интерес к объектам недвижимости Quinn Group, что все подобные сделки будут оспорены, а любые возможные "покупатели" данных активов не будут считаться добросовестными приобретателями.
Итоги работы совместного предприятия А1 и IBRC отразятся не только на двусторонних связях. Деятельность Шона Куинна и его структур, в результате которой республика Ирландия лишилась многомиллиардных активов, стала одной из самых резонансных тем на пространстве Евросоюза. Бытующее на Западе отношение к России как к закрытой экономике, работающей по собственным законам, формируется во многом из оценок ситуаций, аналогичных "делу семьи Куинн".
Российские компании, действующие в интересах ирландского банкрота, подрывают деловую репутацию и нашей страны, и отдельных ее регионов. Наблюдающие за процессом эксперты отмечают, что проблемы с возвратом активов государству-члену ЕС могут ударить и по инвестиционной привлекательности отдельных регионов РФ, в первую очередь Приволжского федерального округа. Ситуация с казанским Q-Park по своей изощренности выделяется даже на фоне остальных проблемных активов семьи Куинн и в настоящее время находится под пристальным вниманием зампреда комитета по собственности ГД. Это резко контрастирует с образом понятной и лояльной бизнес-среды, который старательно формируют власти в преддверии открывающейся этим летом Универсиады.
Правовое разрешение коллизии вокруг долгов Quinn Group послужит важным сигналом для зарубежных инвесторов. Сигналом о том, что российская судебная система и государство в целом, региональные власти не на словах, а на деле стоят на страже законных интересов собственников.