27.06.2013 00:43
Экономика

Государство возьмет под контроль больше сборов в аэропортах

Уборка самолетов и подгон трапа подорожали на 600 процентов
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №137 (6113)
В аэропортах могут увеличить число регулируемых сборов, чтобы снизить себестоимость авиаперевозок, такое предложение вчера прозвучало на совместном заседании двух комитетов Госдумы. Но пока по срокам в разработке мер для снижения цен на авиабилеты есть отстаивание, констатировал советник президента Игорь Левитин.
Читать на сайте RG.RU

Еще предстоит принять законы по стимулированию развития бюджетных перевозчиков. Левитин отметил, что надо активнее использовать биржевые механизмы при формировании стоимости топлива. Пока авиакеросин торгуется на бирже по остаточному принципу.

Кроме того, если в центральной части России есть альтернативные Топливно-заправочные комплексы (ТЗК) в крупных аэропортах, то за Уралом - чистый монополизм, отметил Левитин. И здесь антимонопольной службе надо обратить внимание на ситуацию, считает он.

Комитет Госдумы по транспорту намерен обратиться с письмом в правительство, чтобы обратить более пристальное внимание на динамику цен на авиатопливо.

Что касается сборов в аэропортах, то при подготовке судов к полету примерно 50 сборов не регулируется государством. Тарифов, которыми командует Федеральная служба по тарифам, всего пять, напомнил Левитин.

"Аэронавигационные сборы заморозили, надеюсь, удержим на два года", - сообщил замминистра транспорта Валерий Окулов. А вот по нерегулируемым тарифам - уборке воздушного судна, подгонке трапа, другим услугам в аэропорту - рост от 190 до 600 процентов, сказал Окулов. И минтранс также поддерживает предложение увеличить количество регулируемых тарифов при подготовке судна к полету, отметил заместитель министра.

В цене авиабилета стоимость топлива составляет 30 процентов, а обслуживание в аэропорту - 20 процентов

Сейчас в цене билета стоимость топлива составляет примерно 30 процентов, а составляющая стоимости обслуживания также велика, около 20 процентов. На 5-7 процентов стоимость обслуживание надо уменьшить, считает глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Понятно, что аэропортам нужно тоже развиваться. И чем меньше аэропорт, с малой интенсивностью движения, тем больше у него аппетиты по аэропортовым сборам, отмечают эксперты "РГ".

Для снижения расценок нужно снижать региональные налоги на имущества аэродромов. Такие рекомендации были, но практически никто из регионов идею активно не поддержал, отметил Левитин. При этом в авиации низкая доходность бизнеса - максимум 1,5 процента. Аэропортовая деятельность более выгодная - 15 процентов, отметил Валерий Окулов. Поэтому авиакомпании готовы развивать сегмент бюджетных перевозок.

Однако здесь надо вводить невозвратные тарифы, ставить не очень удобные кресла, за отдельные деньги продавать еду и воду на борту. Но к этому готовы не все пассажиры, считает глава одного из крупных российских перевозчиков Виталий Савельев. При этом в мире прослеживается четкий тренд на то, что авиакомпании стремятся развивать бюджетный и премиум сегменты перевозок. И к нам уже стали летать зарубежные лоукостеры, где давно разрешены невозвратные тарифы. Поэтому российские законы нужно гармонизировать с международными нормами, считает Окулов.

Наши авиакомпании уже перевезли в этом году 74 миллиона российских пассажиров. И еще 50 миллионов перевезли иностранцы, констатировал Левитин. И у них не было убытков из-за ограничения по невозврату денег за билеты.

Наши перевозчики при этом недосчитались 36,8 миллиарда, констатировал Окулов. Именно в последние три дня перед полетом пассажиры сбрасывают 25-30 билетов с одного рейса, подтвердил Савельев.

Если до конца года будут приняты поправки в закон по невозвратным тарифам, то отечественные перевозчики готовы будут организовывать свои бюджетные дочки уже в следующем году. Например, Дальневосточную авиакомпанию, отметил Савельев.

Авиатранспорт ФАС Минтранс