Геннадий Александрович, давайте сразу перейдем к проблемам...
Геннадий Дрожжин: Россия на сегодня уже утратила около сорока промыслов. Практически исчезли киришское и вятское кружевоплетение, воронежское, ивановское и корсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка... Тяжелейшая ситуация в Гусь-Хрустальном, где от тысячного коллектива осталось лишь несколько мастеров. Сложная обстановка в Гжели, Богородском, Холуе, Жостово, Федоскино, Ельце. Для поддержки этих старейших и всемирно известных предприятий должна быть выработана единая государственная стратегия. В прошлом году мы внесли ряд важных поправок в закон о народно-художественных промыслах. Главное, что удалось: теперь запрещается перепрофилирование предприятия. Если мастера делали лаковую миниатюру, то новый собственник обязан тоже делать лаковую миниатюру, а, скажем, не гробы. Другая важная поправка касается уменьшения страховых взносов для наших предприятий. Дело в том, что в народных промыслах очень высока доля ручного труда - до 6о процентов. Вкупе с высокими страховыми взносами (они составляют более 30 процентов) это ложится невыносимым бременем на экономику промысла: он просто не выдерживает такой финансовой нагрузки. Мы считаем, что страховой взнос должен быть равен 14 процентам.
Что еще мешает?
Геннадий Дрожжин: Нам говорят: вы относитесь к минпромторгу, пусть оно вами и занимается. Но выставки - это уже прерогатива минкультуры. Как быть? Дальше - больше. Более половины промыслов в регионах находятся в ведении департаментов культуры, промышленности, малого бизнеса, туризма, архивного дела... Получается, как в старой пословице: "У семи нянек дитя без глазу".
Другими словами: у промыслов нет единого руководящего центра?
Геннадий Дрожжин: Да, к сожалению, это так. Отрасли нужен единый регулирующий центральный орган. Им мог бы стать, например, созданный при Правительстве Российской Федерации Совет по народным художественным промыслам.
Какие меры надо принимать срочно?
Геннадий Дрожжин: Срочно нужен закон по страховым взносам. Промыслы - это не только особая сфера духовной и культурной жизни народа, но и отрасль материального производства. Вы знаете, какова на промыслах средняя заработная плата? Меньше 10 тысяч рублей. Более чем в два с половиной раза меньше средней зарплаты по России. И это при таком огромном количестве ручного труда!
Без помощи государства не выжить?
Геннадий Дрожжин: Сегодня она мизерна, не больше стоимости одного футболиста, которого покупают за рубежом.
Как скажется на промыслах вступление России в ВТО?
Геннадий Дрожжин: У нас оборудование времен каменного века. Я не говорю про руки, про таланты - они обязательно должны остаться в народных промыслах. Но и печи должны обновляться.
А зачем народным промыслам продвинутые технологии?
Геннадий Дрожжин: Возьмите фарфор: прежде чем мастер что-то изобразит на нем, нужно купить глину, смешать, сделать форму вручную, потом ее надо в печку три раза поставить. А печка наша - 120 метров, ее только нагревать надо неделю. А на Западе печка - 20 метров, электроэнергии в три раза меньше тратится. Импорт нас просто давит по ряду позиций - в фарфоре, изделиях по металлу, керамике. И нам не выжить, если не провести техническое перевооружение.
Почему большинство промыслов не участвуют не только в международных, но и в российских выставках?
Геннадий Дрожжин: Огромное количество малочисленных, низкодоходных производств расположены далеко от центра. Только в прошлом году стали понемногу выезжать за границу. Так вот, в Лондоне за час на улице раскупили все хохломские изделия и павловопосадские платки. В Европе ведь народные промыслы полностью утрачены.
Во всем мире промыслы -это еще и важная составляющая туризма.
Геннадий Дрожжин: О чем и речь! При некоторых предприятиях есть прекрасные музеи, а при них - магазины или лавки. Например, Дулево и Вербилки с фарфором, ростовская финифть, Хохлома... По развитию туризма в районах народных промыслов тоже должна быть разработана специальная программа. Необходимо развитие инфраструктуры рынка сбыта. Сейчас почти половина всей продукции народных промыслов продается в Москве. Эх, если бы мэр Москвы открыл хотя бы десяток магазинов - по 50-100 квадратных метров - по продаже изделий промыслов! Неужели не горько смотреть на развалы сувениров в переходах, на Воробьевых горах? Ну купит иностранец изделие "под Гжель", а завтра у чайника носик отвалится... Вроде пустяк, а по этому "пустяку" будут судить о великой стране.