В остальном у каждого из участника дискуссии на площадке "Открытой трибуны" под председательством Сергея Нарышкина был еще личный список плюсов и минусов нынешней процедуры ЕГЭ. Открывая заседание, спикер Госдумы признал недостаточное правовое регулирование этой темы, заметив, что даже в законе об образовании ЕГЭ только упомянут, так что впереди широкое поле для корректировки. "Главное, чтобы эта форма проверки знаний была объективна и давала равные возможности для образования", - считает Нарышкин.
"Роль фильтра для тех, кто одиннадцать лет бездельничал, но был допущен к итоговой аттестации, которую раньше не мог выполнить традиционный экзамен, ЕГЭ выполняет", - полагает и.о. руководителя департамента образования Москвы Исаак Калина. А для творчески мыслящих учеников есть возможность, полагает он, участвовать в олимпиадах.
Калина, как, впрочем, и остальные чиновники, не торопился обсуждать ситуацию со сливами ответов в Сеть, но высказался против "втягивания в гонку вооружений": "Вообще все задания должны быть открыты, а вот варианты должны быть никому не известны, уверен, что мы можем создать систему, когда задания приходят ученику методом случайного отбора". А бороться со списыванием он предлагает, запретив выходить в туалет: три часа пятьдесят пять минут здоровый школьник может и потерпеть, а для остальных можно организовать сдачу с учетом медицинских показаний. Вице-спикер Людмила Швецова на "туалетный" вопрос отреагировала моментально: "У нас довольно много детей с энурезом, а теперь представьте - кто из них признается в одиннадцатом классе? Только те, кто заранее купят справку".
- Полгода назад я спрашивал, можно ли отменить использование результатов ЕГЭ как критерий оценки губернаторов, мне сказали, что можно, но ничего не было сделано и сейчас между регионами идет социалистическое соревнование, - мрачно заявил членкор Российской академии образования Евгений Ямбург.
Он напомнил, что и школы в свою очередь получают муниципальные задания, и "фонд зарплаты учителей зависит от уровня сдачи ЕГЭ", так что "тут нужна политическая воля, чтобы это прекратить". Ямбург также оказался сторонником создания независимых центров сдачи ЕГЭ, а еще предложил ввести возможность пересдачи экзамена - и тогда всех этих подростковых суицидов не будет.
"Да, была такая неприятная инновация в этом году, утечка нескольких заданий, не всех, но некоторых из тех регионов, куда они пересылались электронной почтой, - признал замминистра образования и науки Игорь Реморенко, - помимо утечки, оказалось еще много заданий в Интернете, которые выдавались мошенниками за реальные". Эти аккуратные формулировки изрядно впечатлили учителя математики из питерской гимназии Дмитрия Гущина, который телеграфным стилем напомнил: ролик с методикой воровства появился в Сети еще в феврале, а задания стали появляться уже 20 мая, и 26 мая появились по всем предметам, "эти варианты продавались и наборы стоили несколько тысяч рублей", а потом все это стало выкладываться в соцсетях и "ВКонтакте" был вынужден заблокировать более двух тысяч групп (хотя и не обязан это делать - законодательной нормы нет). "Законодательная ответственность за то, что кто-то разгласил результаты ЕГЭ - нулевая", - негодовал Гущин на "правовой дисбаланс".
Политики были настроены в целом негативно. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников всегда был противником ЕГЭ, и единственный небольшой плюс этой системы видит лишь в возможности абитуриентам из регионов попасть в центральные вузы - но тут мешает коррупция. Мельников предложил ввести добровольность сдачи единого госэкзамена, отказаться от тестов, предложить выбор между сочинением и устным экзаменом: "В следующем году ЕГЭ не отменят, но прежним он не будет". Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов поддержал эти предложения, хотя он вообще никаких плюсов в ЕГЭ не знает: "Не дешевле ли нам будет не улучшать эту систему, а постепенно ее ликвидировать?" "Мы коррупцию из вузов просто убрали в школы, и она стала тотальной и всеобъемлющей", - присоединился к критикам Михаил Дегтярев из ЛДПР.
У ЕГЭ были и сторонники, так, замдиректора тверской гимназии Людмила Дровосекова признала, что больше ее учеников стали поступать в московские и питерские вузы. Ее поддержал министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев, добавив, что за результаты ЕГЭ его на ковер губернатор не вызывает, потому что им в области нужна объективность.
В негативном отношении к ЕГЭ обвинили и СМИ, так директор проектов ФОМ Лариса Паутова считает, что пресса промывает мозги и создает мифы. Удивительно, что по опросу ФОМ в этом году 51% опрошенных считают введение ЕГЭ неправильным - вот она, сила СМИ. Приглашенные гости порекомендовали политикам провести парламентское расследование результатов слива в Сеть. "Разброс мнений среди политиков значительный, а вот учителя или работники исполнительной власти, которые сами отвечают - тут уже разброс мнений не велик, - резюмировал Нарышкин, - потенциал ЕГЭ далеко не исчерпан, ошибки есть и их надо исправлять".