Фильм заявлен в фестивальных афишах как создание сценариста и режиссера Ираклия Квирикадзе. Замечательного мастера, ирониста и остроумца, автора таких великолепных картин, как "Пловец", "Городок Анара", "Кувшин" и "Путешествие товарища Сталина в Африку". Это уже серьезная рекомендация: фильм может стать событием. И, конечно, интригует звездная актерская команда: Фанни Ардан в роли императрицы Александры Федоровны, Владимир Машков - император Николай II, Филипп Янковский в роли великого князя Феликса Юсупова и Ирина Алферова в роли его матери Зинаиды Юсуповой, а кроме них - Ксения Раппопорт, Анна Михалкова, Юлия Снигирь, Данила Козловский, Юрий Колокольников, Константин Хабенский, Леонид Мозговой...
Но есть странное ощущение дежавю. Ровно два года назад известным французским режиссером Жозе Дайан уже был снят телевизионный фильм "Распутин" с тем же составом актеров, но по сценарию Венсана Фарго и Филиппа Бессона. Этот фильм есть в Интернете, он даже переведен на русский, и его уже посмотрели десятки тысяч пользователей Сети. Он был снят в копродукции с Россией, съемки шли в Петербурге и под Архангельском, пленка обрабатывалась в лабораториях "Мосфильма" - российское участие в нем более чем заметно.
Что произошло дальше - можно только догадываться. По данным IMDb, фильм в 2011 году вышел на экраны Франции, в феврале 2012-го - России. Но на официальных экранах России он так и не появился. Рейтинг фильма, по данным IMDb, значительно ниже среднего.
Это заурядный костюмно-мистический фильм о таинственном неграмотном старце, который был принят в царскую семью едва ли не душеприказчиком - и доверенным, и поверенным лицом. Сам этот факт лучше всего иллюстрировал фактически состоявшийся распад империи, оказавшейся в лапах неграмотного ловкача. Императрица верила в его мистические способности излечивать недуги и предотвращать несчастья. Император шел у нее на поводу. Интеллектуалы понимали, что это начало конца: невежество начало разъедать страну с головы.
История Распутина на Западе экранизировалась много раз, в СССР - однажды, но в великом фильме Элема Климова "Агония" о моральном распаде империи как причине ее крушения. На этот раз французские авторы вырастили развесистую клюкву на стандартные русские темы - с вызывающей роскошью петербургских кутежей, цыганами, пляской и буйным медведем в облике Жерара Депардье - Распутина. Наскоро, пунктиром, изложен сюжет с появлением в императорских покоях дикого сибирского оракула и - уже очень подробно - сюжет с заговором против него и его убийством, поданном в совершенно мистических тонах. Мистика вообще - главная краска фильма: Распутин возложением рук возвращает людей с того света, да и сам, уже в упор пристреленный в сердце и в лоб, уже сброшенный в ледяную Неву, все равно раскроет безумный глаз и напророчит России гибель в объятиях дьявола. То есть картина вносит посильный вклад в бездумную ненависть к случившемуся в семнадцатом году перевороту, который, однако, сделал из неграмотной страны космическую державу, - но это все, понятно, козни Сатаны.
Дорвавшаяся до международной продукции, воодушевленная близостью великой Фанни Ардан, русская актерская команда предстала в своем лучшем качестве, даже справляясь с кошмарными, отдающими вампукой диалогами. Особенно хорош Филипп Янковский в роли князя Феликса Юсупова - одного из участников-вдохновителей убийства Распутина. Авторы трепетно воспроизводят его удивительную страсть к трансвестизму и недвусмысленно намекают на неравнодушное отношение Распутина к странному юноше с мертвенно бледным лицом - как же пройти в таком фильме мимо темы, вдруг ставшей последним писком моды! Но в сценах убийства Янковский создает образ уже почти из Достоевского - с фанатическим блеском в глазах и священным ужасом от содеянного, от самого себя. Добавим к этому патетическую музыку, в четыре руки написанную Фредриком Дуни и Стефаном Гобером с акцентом на "пустые" прокофьевские звучания, и мы получим классические западные вариации на темы "рюс" с уклоном в мистику русской души, которая объясняется вполне плотскими позывами. Такой фильм вышел на телеэкраны мира и крутится в Сети.
Как сообщил "РГ" источник в продюсерских кругах, русских продюсеров картина не удовлетворила, они пригласили на помощь Ираклия Квирикадзе, и тот перемонтировал ее так кардинально, что Жозе Дайан сочла за благо снять свое имя с титров. Поэтому, хоть волшебное слово "Мотор!" кричала Жозе Дайан, сценаристом и режиссером ее творения теперь значится Ираклий Квирикадзе. И, стало быть, получился некий гибрид - принципиально другое произведение, собранное из тех же кубиков. Согласитесь, определять ход волшебных изменений милого лица будет даже увлекательней, чем в десятый раз следить за осточертевшими плясками Распутина. Нас явно ждет редкое, удивительное зрелище - чистейший вариант "продюсерского кино", где безраздельным творцом-диктатором выступает тот, кто дает деньги.