27.06.2013 06:51
Власть

"РГ" узнала мнения дальневосточников о новом законе об аквакультуре

Товарную аквакультуру отнесли к сельскохозяйственному производству
Текст:  Анна Бондаренко Инна Глебова Кирилл Маренин Павел Рябчиков
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6113)
Госдума приняла федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Читать на сайте RG.RU

Этого документа ждали 14 лет. Закон устанавливает правовые основы для организации бизнеса, выделения участков, определения прав собственности на продукцию. Он закрепил товарную аквакультуру (пастбищную, индустриальную, прудовую) как вид предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству. Отныне рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами. В документе прописаны и основания к изъятию промышленного возврата - когда выращенная рыба выпускается в нагул в открытое море. Кроме того, что особенно важно для частных рыбоводных хозяйств, теперь на право получения госзаказа могут претендовать все предприятия независимо от формы собственности.

Мнения

Сергей Карепкин, заместитель председателя правительства Сахалинской области:

К логическому завершению пришла долгая работа, которая велась властями области в интересах островных рыбаков. Принятый закон наделяет субъекты РФ правом распределять участки не только под промышленное рыболовство, но и аквакультуру. Эта ниша в Сахалинской области не заполнена, поэтому мы призываем предпринимателей включиться в работу по данному направлению. Бизнесмены Японии, Кореи, Норвегии уже готовы поделиться с жителями области накопленным опытом и технологиями.

Очень важно то, что в законе есть пункт о промысловом возврате: предприятия, имеющие рыбоводные заводы, могут претендовать на вылов выпущенных ими водно-биологических ресурсов. Конечно, закон не идеален, но главное, что в нем прописаны конкретные правила игры для бизнеса. А внести изменения в действующий документ будет уже гораздо проще.

Александр Платонов, исполнительный директор Дальневосточной ассоциации "Аквакультура":

Принятие документа затягивалось отчасти и из-за того, что законотворцы долго не могли прийти к единому мнению: к какому виду деятельности отнести аквакультуру - сельскому хозяйству или рыболовству. В результате был найден компромиссный вариант: вся товарная аквакультура относится к сельскохозяйственной деятельности, воспроизводство - к рыболовству. Нас такой подход устраивает.

Проблемы, как мы предполагаем, возникнут при применении части шестой статьи 12 "Особенности осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства)", где говорится об изъятии всех видов аквакультуры. Закон предполагает, что в акте выпуска будут указываться видовой состав подлежащих изъятию объектов аквакультуры, их объем, рассчитанный на основании методики, утверждаемой уполномоченным федеральным органом. Действительно, подобные методики существуют, к примеру, для лососевых рыб. Но при изъятии гребешка или трепанга хозяйства руководствуются конъюнктурой рынка, оценивая стоимость продукции на текущий момент. Кроме того, в закон не внесен пункт об охране участков. Не оговорено, кто и каким образом будет их охранять и задерживать браконьеров. Сейчас это самый больной вопрос для нас.

Алексей Павлов, эколог (Камчатский край):

Не думаю, что развитие аквакультуры принесет большую пользу Камчатке. Здесь эта отрасль может иметь перспективы только при разведении лососей. Я помню, как эту тему обсуждали три года назад в Петропавловске на штабе путины. Тогда гендиректор ФГУП "ТИНРО-Центр" Лев Бочаров сказал, что природу править трудно. Я с ним полностью согласен. Настолько хороши Камчатка и ее лососи, что лучше не рисковать.

Сегодня в крае вклад искусственного воспроизводства в общий улов лосося составляет около двух процентов. Не развивая его, а просто лучше охраняя природный ресурс, мы можем ловить до 250 тысяч тонн в год. А можно потратить большие деньги на строительство рыбоводных заводов и получить в итоге 100 тысяч тонн не дикого, а более дешевого пастбищного лосося. Так, может, выгоднее и проще сохранить то, что есть?

Александр Колесников, генеральный директор предприятия аквакультуры (Приморский край):

На мой взгляд, существенной вещью является то, что закон решил важнейший вопрос - определил право собственности на объекты аквакультуры. Но ждать взрывного роста аквакультуры в Приморье все-таки не стоит. На начальных этапах отрасль требует серьезных материальных вложений. Действующая в крае программа, направленная на развитие рыбохозяйственного комплекса, предусматривает, что в 2013 году региональный бюджет потратит на помощь хозяйствам аквакультуры около 60 миллионов рублей. Субсидироваться будет покупка молоди, процентные ставки по кредитам. Шаги очень важные, но развитие отрасли требует гораздо больших вложений.

Кстати

Одна из статей законопроекта - "О внесении изменений в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" - не имеет отношения к аквакультуре. В ней говорится, что власти отдельных регионов могут, обращаясь в правительство РФ, разрешать предприятиям, занимающимся прибрежным ловом, производить продукцию на судах и перегружать уловы в море. Напомним, по действующему закону "О рыболовстве" эти уловы должны доставляться в порты субъекта РФ, который эти квоты распределил.

Госуправление Ресурсы Приморский край Сахалинская область Камчатский край Дальний Восток