Фонд ЖКХ должен был работать до 2013 года, но в конце прошлого года дедлайн перенесли на 2015-й. Последние годы госкорпорация занимается финансированием капитальных ремонтов и расселением аварийного жилья. Главный вопрос - больше ли людей переедет из старых домов из-за того, что фонд проработает дольше, "РГ" задает заместителю гендиректора фонда Олегу Рурину.
"Нет, это значит, что нагрузка на субъекты РФ будет снижена. То есть сейчас главной задачей фонда является переселение людей из домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. С внесением изменений в этот закон категория домов, подлежащих переселению, не меняется. Но зато облегчаются условия софинансирования программы для регионов. Финансирование программ переселения из федерального бюджета на эту цель повышается на 10 миллиардов в 2016 году и 10 миллиардов в 2017-м", - отвечает Рурин.
Дом - со скрипом
Но пока расселят текущих очередников, окончательно обветшают другие здания! И этот вопрос очень волнует людей, проживающих в старых домах. Как быть с помещениями, которые признают аварийными после 2012 года? Должны быть разработаны новые программы, которые обеспечат расселение из домов, признанных аварийными после 2012 года, считает Рурин.
Важно, что с 2014 года собственники жилья в многоквартирных домах станут копить на капитальный ремонт по новой схеме: или в "общем котле" у регионального оператора капремонта, или на индивидуальном счете дома.
Но зачем откладывать деньги на ремонт дома, который вот-вот снесут? Увы, делать это придется. "Сегодня, независимо от износа дома, если он не признан аварийным, на него распространяется обязанность по платежам, и он должен включаться в программы капремонта", - сожалеет Рурин. Фонд предлагал ограничить участие в региональных системах капремонта домов с очень высокой степенью износа, но эта поправка не прошла. Успокаивает лишь то, что, когда старый дом все-таки признают аварийным, взносы на капитальный ремонт не сгорят - их вернут собственникам.
Стенам помогают
Что делать домам, чьи дома объективно старые, но регионы их не включают в свои программы капремонта? Финансовые возможности субъектов не безграничны, и вдобавок к требованиям центра они вводят свои дополнительные критерии к домам, подлежащим кардинальному обновлению.
Но с 2014 года, с формированием региональных систем капремонта, все многоквартирные дома должны начать накопление средств на обновление. "Закон предписывает регионам разработать программы, которыми должны быть охвачены все дома, не являющиеся аварийными, и срок этой программы определить таким образом, чтобы за него обеспечить ремонт по всем домам и видам работ, которые будут установлены на региональном уровне", - отмечает замруководителя фонда. Региональная программа будет опираться на фонды капитального ремонта, которые формируются из платежей граждан, с учетом средств, которые Фонд ЖКХ направляет на субсидирование.
Школа ремонта
Таким образом, фонд продолжит финансирование региональных программ капремонта, продолжает Рурин. Но означает ли это, что собственники, которые на общем собрании решат копить на обновление самостоятельно, останутся один на один с финансовым бременем по капремонту? "Закон предусматривает, что предоставление финансовой поддержки со стороны бюджетов любых уровней не может быть обусловлено тем, какую форму накопления выбрал дом", - подчеркивает собеседник "РГ".
Другое дело, что на капремонты из федерального бюджета будет выделяться ориентировочно в 8 раз меньше, чем в 2008-2010 годы. В этом смысле финансирование фонда будет выполнять стимулирующую функцию. Объем финансирования на следующий год по капитальному ремонту - 7 млрд. и на 2015 год - 4 млрд. В 2013 году планируется потратить также 7 млрд. рублей.
В предыдущие годы собственникам было достаточно вложить всего 5% (в 2013 году - минимум 15%) от сметы, чтобы в их доме начали делать капремонт за счет федерального и местного бюджетов. С 2014 года фонд не будет устанавливать каких-то ограничений, и эти средства будут целиком направлены на финансирование работ и пойдут через региональных операторов.
Справка "РГ"
Сейчас расселения ждут 700 тысяч человек из 43 тыс. домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. При этом за последние 5 лет деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ из аварийных домов общей площадью 5,1 млн кв. м уже переехали в новое жилье 343,3 тыс. человек в 81 субъекте России.
Долг населения и предприятий ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов за жилищно-коммунальные услуги на 1 июня достиг 733 млрд. рублей. С 1 января он вырос на 11%. Такие данные опубликовали Национальная служба взыскания и Росстат.
Эта недоимка достаточно критична для отрасли, считает вице-президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Елена Докучаева. "Коммуникации изнашиваются, а средств на их ремонт, которые получаются из оплаты услуг ЖКХ, нет", - рассказала она "РГ".
Справедливости ради стоит сказать, что доля задолженности населения в итоговой цифре не очень велика и составляет всего пятую часть. Однако стоит отметить, что в региональном разрезе есть безусловные лидеры - злостные неплательщики и, наоборот, серьезно отличающиеся от них в лучшую сторону регионы, где долги населения и предприятий за услуги ЖКХ довольно малы. Так, больше всего долгов у жителей Центрального федерального округа - 33 млрд. рублей. А самые добросовестные плательщики в Дальневосточном округе, где неплатежей "всего" 5 млрд. рублей. Но максимальный долг в пересчете на домохозяйство отнюдь не в центральных регионах страны.
Больше всего (5,5 тыс. рублей) должно "среднее" домохозяйство в Северо-Западном федеральном округе. Впрочем, отмечается в обзоре Национальной службы взыскания, этот показатель традиционен.
100-процентной собираемости долгов все равно добиться невозможно, уверена Елена Докучаева. Однако способы уменьшить рост долгов есть. "Прежде всего нельзя ждать, пока долг будет расти в течение полугода и больше, ситуацию с неплатежами надо брать под контроль практически сразу же", - говорит эксперт.
Всего же в среднем по стране долг за услуги ЖКХ на одно домохозяйство составил 2660 рублей. С начала 2013 года он вырос на 240 рублей. При этом эксперты отмечают, что в последнее время наметилась тенденция снижения темпов роста задолженности. Большое влияние на это оказывает, в частности, график отопительного сезона. Расходы домохозяйств, если они не распределены равномерно на весь год, сокращаются в весенне-летний период и в начале осени почти на 50%. Кроме того, весной и летом фиксируется сокращение объемов потребления и долгов за электричество.
Причиной долгов населения за услуги ЖКХ, считает Докучаева, является бедность и в ряде случаев элементарная низкая платежная дисциплина. "Если с ассоциальными элементами бороться достаточно просто - это выселение или отключение услуги, то во втором случае необходимо привлечение коллекторских организаций. Они должны не только заниматься взысканием долгов, но и в ряде случаев ликвидацией безграмотности, стараться донести до неплательщиков за услуги ЖКХ все пагубные последствия такой забывчивости", - разъяснила она. И добавила, что часть вины за недобор платежей лежит и на управляющих компаниях: "Они редко налаживают диалог с населением, объясняют, за что люди платят и почему", - резюмировала она.