На вопросы представителей общественных организаций, политических партий и СМИ, которые касались в основном использования гептила, ответил заместитель председателя правительства области, министр по строительству космодрома Восточный Константин Чмаров. Дали свои заключения, касающиеся технических моментов строительства Восточного, запуска ракет, а также прогноза влияния космодрома на здоровье амурчан, экологическую обстановку в регионе первый замдиректора Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН, профессор Александр Пузанов и сотрудник Федерального медико-биологического агентства, зав. лаборатории НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека Вадим Филиппов.
Напомним, что в Приамурье работает комиссия по медико-экологическому обследованию и оценке состояния космодрома Восточный, которая внимательно изучает проблемы, связанные с ним. В зону ее изучения попали многие аспекты, такие, как анализ текущего состояния компонентов окружающей среды в зонах строительства объектов космодрома и на прилегающих к нему территориях; мониторинг и анализ состояния здоровья населения области; влияние технологических процессов строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры космодрома на окружающую среду, а также влияние на окружающую среду изделий космической техники, которая будет использоваться на космодроме. Строгий научный подход к изучению влияния космодрома и объектов его инфраструктуры на жизнь региона сегодня исключил возможность необъективного толкования процессов, связанных с его строительством и дальнейшей эксплуатацией. Как считает наука, космодром Восточный не окажет негативного влияния на здоровье людей, проживающих в Приамурье, не повлияет он и на окружающую среду региона.
Тем не менее опасения у людей есть, и их необходимо развеять.
- Безусловно, специалистам понятна тревога жителей области, - говорит Константин Чмаров. - Это связано в основном с отсутствием достоверной информации о том, что будет происходить на космодроме. Но скрывать нам нечего. "Восточный", без преувеличения, первый в истории космической отрасли космодром, чье строительство ведется с открытостью для общественности. Граждане должны знать правду: при запуске ракет с Восточного, такое топливо, как гептил, использоваться не будет. Он необходим только в открытом космосе для придания ускорения разгонным блокам. Более того, на территорию космодрома, на заправочную станцию топливо будет попадать в герметичной, вакуумной капсуле. Хранение гептила в другом виде в Приамурье исключено.
Специалисты Роскосмоса действительно подтверждают, что транспортировка топлива начнет осуществляться в специальных герметичных капсулах, помещенных в особо прочные контейнеры. Изготовлены они по современной итальянской технологии, которая активно используется Европейским Космическим Агентством на французском космодроме в Гвиане. Разгерметизация таких контейнеров практически исключена.
Далее эксперты подробно остановились на появлении всевозможных слухов, связанных с эксплуатацией Восточного, которые так пугают общество. Как они считают, проблема заключается в том, что негатив традиционно вызывает у граждан больший интерес. Тогда как преимущества, которые регион получит от космодрома, такие как финансовые вливания в область, новые рабочие места, развитие науки, строительство нового города - остаются без внимания, о них просто не говорится. Такую ситуацию следует изменить.
Что касается экологической безопасности Восточного, то эксперты привели в пример китайский космодром на острове Хайнань, который вообще расположен вблизи популярного курорта. Такое положение никого не пугает, и люди с удовольствием там отдыхают.
Специалисты заострили внимание присутствующих и на политическом аспекте. Ведь не секрет, что многие страны заинтересованы в том, чтобы в России так и не появился современный космодром.
- Подумайте, кому выгодно раздувать всевозможные слухи вокруг строительства космодрома Восточный? - спросил Вадим Филиппов. - Я помню, как подобным образом пытались манипулировать общественным сознанием и настроениями населения в ситуации с космодромом Байконур в Казахстане. Так что не все в этом деле так просто.
Был рассмотрен вопрос и об эксплуатации космической техники. По мнению профессора Александр Пузанова, ракетно-космический комплекс "Союз-2", который будет использоваться на Восточном, экологически безопасен и надежен. "За время эксплуатации этой ракеты не было ни одного аварийного случая. "Союз-2" признан самой надежной из существующих ракет", - сказал он.
Развеял опасения амурчан и бывший глава Углегорска, ныне заместитель генерального директора дирекции космодрома Восточный Владимир Токарев. "Я связан с космической отраслью с 1971 года, - сообщил он, - дослужился до полковника. Напрямую работал в ракетной части с гептилом, неоднократно находился вблизи при сливке топлива и заправках. Могу сказать, что я и мои коллеги - здоровые люди. Так что гептил не так страшен, как его "малюют". Я люблю Амурскую область, в Углегорске родились мои дети. За 34 года на амурской земле не было аварий, разливов топлива. А что касается показателей здоровья, то по смертности и рождаемости Углегорск ничем не отличается от других муниципалитетов".
Работа "круглого стола" принесла свои плоды. Слухи об опасности использования гептила в Приамурье умолкли, люди успокоились, и строительство космодрома продолжилось. Как считают эксперты, к счастью, никакие надуманные проблемы сегодня уже не смогут остановить одну из важнейших и самых сложных строек страны. В ближайшие годы здесь воплотятся в жизнь передовые знания, научная, техническая и культурная мысль России, желание человека продолжить покорение космоса, которое с таким успехом осуществляла наша страна в ХХ веке. В конце 2015 года с первого стартового комплекса космодрома "Восточный" будет осуществлен полет космического корабля "Союз", а с 2017 года с космодрома должны начаться полеты по пилотируемой программе. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, в 2018 году Восточный будет готов к выполнению пилотируемых программ с использованием космического ракетного комплекса тяжелого класса и ракетами типа "Ангара". Кроме того, здесь будет построена инфраструктура для перспективной пилотируемой транспортной системы. То, что это произойдет, ни у кого не вызывает сомнения.
До 2030 года на космодроме Восточный запланировано дооснащение и модернизация объектов наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса тяжелого класса, а также пилотируемой транспортной системы. Также предполагается построить объекты второй очереди командно-измерительного пункта, заправочно-нейтрализационной станции, кислородно-азотного завода, объектов экологического мониторинга. Планируется создание десяти технических и обеспечивающих площадок, на которых будут размещены более 400 сооружений социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе стартовый комплекс ракеты-носителя среднего класса, кислородно-азотный и водородный заводы, система электроснабжения, а также 115 километров автомобильных и 125 километров железных дорог.