- На двух стульях сидеть очень неудобно, - напомнил судья-докладчик по делу Николай Бондарь, - а в одном кресле - двоим невозможно.
Он вышел к журналистам после того, как было оглашено постановление Конституционного суда по жалобе Андрея Дубкова, которое Бондарь назвал "делом двух мэров в одном кресле". Когда местный представительный орган отправил Дубкова в отставку с должности главы Корфовского городского поселения муниципального района Хабаровского края, то не стал дожидаться решения суда и назначил новые выборы. Голосование состоялось до того, как прежнего главу муниципального образования (МО) восстановили в должности по суду и в поселении появились два руководителя. Новый быстро уволил своего предшественника, и дальше Дубков провел два года в судах, защищая свои права.
КС проверял на соответствие Основному закону положения части 3 и 10 статьи 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. Нормы Трудового кодекса в деле Дубкова судьи КС сочли вообще неуместными, ведь должность, полученная по итогам выборов, это не то же самое, что работа по трудовому договору. А вот остальные оспариваемые нормы признали и соответствующими, и несоответствующими Конституции, дав им новое истолкование.
Как объясняет Бондарь, судьи КС должны были преодолеть коллизию между двумя конституционными ценностями - судебным решением и легитимными итогами голосования по избранию нового мэра: "В конечном счете основным вопросом является вопрос о юридической силе судебного решения, ведь если состоявшееся судебное решение не исполнено, то право на судебную защиту становится иллюзорным". Теперь, подчеркивает судья КС, "процедура судебного обжалования должна рассматриваться в качестве составляющей общего механизма удаления главы МО в отставку".
Федеральному законодателю рекомендовано внести поправки сразу в три закона. Во-первых, уточнить нормы гражданского процессуального законодательства, установив сокращенные сроки обжалования незаконности удаления главы МО в отставку (чтобы отставленный мэр, к примеру, мог участвовать в новых выборах). Во-вторых, в избирательном законодательстве придется поправить условия и сроки назначения досрочных выборов (новое голосование не может произойти, пока не закончится судебный процесс). Но поскольку рассмотрение жалобы, подчеркивает Николай Бондарь, будет проходить в ускоренном порядке, то "таким образом будет обеспечиваться согласованный механизм реализации различных институтов - судебного обжалования и досрочных выборов". И, в-третьих, судьи КС требуют, чтобы законодатель более детально регламентировал процедуру отставки главы МО.
Вчера Дубков заявил журналистам, что "благодарен КС за принятое решение - оно позволило восстановить мои права и показало, что мы живем в правовом государстве". Сейчас Дубков участвует в новой выборной кампании другого уровня, хочет стать районным депутатом и замечает, что судился вовсе не из-за кресла: "Это не принципиальный вопрос, поскольку из-за судебных тяжб срок моих полномочий фактически подошел к концу. Я судился не за то, чтобы вернуться в кресло, а именно за правду. Мне было важно, чтобы в будущем это не повторилось, потому что в каком-нибудь городе-миллионнике мог случиться коллапс, если уж в нашем поселке шли такие боевые действия". Теперь он собирается обратиться в суд за компенсацией, "поскольку считаю, что мое доброе имя пострадало".