28.06.2013 00:20
Общество

Дмитрий Пушкарь: В РФ создается робот для проведения высокоточных операций

В России создается медицинский робот для проведения высокоточных хирургических операций
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (6115)
Появление в начале двухтысячных годов медицинского робота Да Винчи стало сенсацией. В нашей стране первый Да Винчи прописался в Сибири.
Читать на сайте RG.RU

В 2008 году профессор Дмитрий Пушкарь выполнил с помощью робота первую в Москве операцию удаления простаты, пораженной раком. Сейчас в России так называемые роботические хирургические программы стали почти обычным делом. Почему почти? Об этом обозреватель "РГ" беседует с главным урологом России профессором Дмитрием Пушкарем.

Дмитрий Юрьевич, у вас наибольший опыт операций с применением робота Да Винчи в урологии. Почему вы считаете, что подобные операции в России почти привычное дело? В мире ситуация иная?

Дмитрий Пушкарь: Совершенно иная. Например в США, сегодня более трех тысяч роботов Да Винчи. И более 90 процентов операций при раке простаты выполняются с их помощью.

Давайте будем точными: оперирует все-таки не робот, а врач.

Дмитрий Пушкарь: Конечно! Робот - это инструмент. Но такой, без которого современная хирургия не может быть полноценной. Да Винчи - прекрасная техника. Однако не самая совершенная. И это становится понятным при активном его использовании.

Другие модели в мире есть?

Дмитрий Пушкарь: Увы! В этом-то и проблема: других медицинских роботов в мире нет. Хотя мы все понимаем, что должны быть альтернативы Да Винчи. Опыт их использования, наряду с огромными достоинствами, выявил и значительные недостатки этой умной машины.

Что вы имеете в виду под недостатками?

Дмитрий Пушкарь: Да Винчи предполагает использование одноразовых инструментов. А инструменты безумно дорогие, потому операции с помощью роботов стоят громадных денег, и нет возможности их тиражировать. К тому же эти инструменты порой не дают возможности маневрировать во время оперативных вмешательств. Потому такие операции не стали рутинными.

Наверное, и размеры Да Винчи не совсем удобны - у вас, в клинике, для него специальное помещение?

Дмитрий Пушкарь: Не только у нас - везде. Да Винчи весит почти тонну. Это громоздкое, малоудобное оборудование.

Но ведь Да Винчи "бездетный", вариантов, вы сказали, нигде в мире нет, и не предвидится...

Дмитрий Пушкарь: Вот тут вы, к счастью, ошибаетесь. Не прошло и года после нашего рабочего совещания по развитию медицинской промышленности. Оно состоялось в Пензе под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева. На нем зашла речь о робототехнике в хирургии. Не стану вдаваться в подробности. Скажу лишь: его результатом стало поручение Минздраву России вместе с минпромторгом проработать вопрос по развитию новых медицинских технологий с применением робототехники. Инициативу поддержала Российская академия наук. Было это 12 сентября 2012 года.

И, представьте себе, уже сегодня мы можем сказать, что минпромторгом инициировано и открыто финансирование двух программ, так называемых ниокр (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Предписано создание технологии и организация производства ассистирующего мехатронного хирургического комплекса с инструментами для выполнения операций в урологии. А если все это перевести на простой язык, то речь идет о создании нового вида робота - отечественного робота! Такое в нашей стране впервые.

И когда это чудо появится?

Дмитрий Пушкарь: Поделюсь секретом - группой врачей и инженеров создан рабочий макет отечественного робота. И, по предварительным данным, в середине будущего года мы планируем продемонстрировать хирургическую операцию с его помощью в эксперименте.

В наше время и такие темпы? Не очень в это верю. Или если захотим, то можем?

Дмитрий Пушкарь: Можем. Надо только умело консолидировать силы, которые смогут привести к успеху. В данном случае такая консолидация произошла: объединили усилия минздрав и минпромторг. Робот создан на базе Института конструкторско-технологической информатики РАН вместе с клиникой "Медицина" и нашей кафедрой урологии Медико-стоматологического университета.

У вашего робота есть имя? Он весит столько же, сколько Да Винчи?

Дмитрий Пушкарь: Он еще не родился, потому имени пока нет. А весит он в разы меньше, он, можно сказать, почти портативный. Для его размещения не потребуются особые площади. Он проще Да Винчи, более маневрен, легче в использовании. И стоить он будет заметно меньше, а значит, его смогут приобрести многие.

Может, вопрос не совсем корректный, но задам: робот стоит немалых денег, а его создание и вовсе мало кому по плечу. Так откуда у вас эти деньги?

Дмитрий Пушкарь: У меня таких денег нет, и не предвидится. Минпромторг поручил Федеральному центру содействия промышленному развитию выполнение данного заказа. Лично для меня большая честь быть научным руководителем медицинской части данного проекта.

Вместо послесловия

Уважаемые читатели "РГ"! "Российская газета" будет держать вас в курсе создания первого отечественного медицинского робота. Но давайте придумаем ему имя! Обещаем опубликовать десять лучших вариантов. А потом вместе с вами из десяти выберем окончательное.

Здоровье