Этой весной США провели успешные испытания новейших видов вооружений, таких как гиперзвуковая ракета и ударный беспилотный аппарат, способный самостоятельно взлетать с палубы авианосца и садиться на нее. Дмитрий Рогозин выразил уверенность в том, что окончание "холодной войны" не должно отвлекать Россию от существующих угроз. Несмотря на заверения либералов, предрекавших отмирание понятия государственного суверенитета, на деле реальная независимость становится уделом узкого круга государств.
"Некоторые страны, например многие участники НАТО, могут позволить себе экономить на суверенитете, но у России такой возможности нет", - заявил Дмитрий Рогозин. По его мнению, такое положение вещей обусловлено множеством факторов: географическим положением РФ, ее историческим опытом и другими.
Еще одним фактором усиления мировой нестабильности, упомянутым главой ВПК, стало сокращение ресурсов. Рогозин отметил, что Западные державы не готовы отказаться от существующего уровня потребления, а, значит, они продолжат использовать передовые технологии для того, чтобы вытягивать необходимые ресурсы из других участников мирового сообщества.
Вице-премьер сделал особый акцент на том, что сегодня именно информационное оружие становится оружием первого удара. Оно позволяет разрушить системы политического, военного и промышленного управления противника без применения грубой силы. Москва не раз предлагала НАТО сотрудничество в сфере кибербезопасности, однако все ее инициативы были отвергнуты. Более того, недавно страны НАТО отказались от понятия "кибербезопасность" в пользу концепции "киберобороны", подразумевающей совместный ответ членов альянса на исходящую извне военную угрозу.
Тем не менее, Россия не станет сторонним наблюдателем в гонке вооружений, заверил присутствующих Дмитрий Рогозин. Одними из первых указов, подписанными Владимиром Путиным в начале третьего президентского срока, стали документы, направленные на развитие оборонно-промышленного комплекса. В 2012 году более 500 предприятий отрасли начали процесс технического перевооружения, 35 из них уже окончили переоснащение и используют новые мощности в производстве. Кроме того, продолжается расширение сотрудничества государственного и частного секторов экономики в данной сфере. Расширяются и возможности информационного обмена между представителями отрасли, полным ходом идет развитие электронной системы гособоронзаказа. По словам Рогозина, прирост объема выпускаемой продукции в среднем по отрасли составляет 5-10 процентов, при этом большая часть произведенной продукции предназначается для внутреннего рынка.
Дмитрий Рогозин не обошел стороной и проблему дефицита кадров, характерную для многих оборонных предприятий. Для ее решения уже был составлен список из 170 профессий, обучение по которым жизненно важно для оборонки. В России создаются крупные оружейные концерны, такие как "Калашников" (по словам вице-премьера, он начнет работу уже через несколько месяцев) и "Дегтярев" (начнет работу позже, но будет ориентирован на привлечение частного капитала). Рогозин заметил, что привлечение бизнеса к развитию ОПК также является одним из методов решения кадровой проблемы.
В настоящий момент продолжается процесс укрепления ракетно-космической отрасли. "К 2020 году доля современных вооружений в войсках достигнет 70 процентов", - заверил заместитель главы правительства.
После этого Рогозин перешел к рассмотрению и оценке основных военных угроз, существующих в современном мире. Он предложил слушателям рассмотреть несколько гипотетических сценариев войны, в которую могло бы оказаться втянуто наше государство.
Первый - бесконтактная война с противником, уровень технического развития которого превышает российский. По мнению вице-премьера, быстро обогнать западные державы по уровню развития науки и техники не получится, так как отставание по ряду направлений сегодня составляет десятки лет. Основной гарантией российской безопасности в указанном типе конфликта являются Ракетные войска стратегического назначения, однако в настоящее время их недостаточно для ответа на существующие угрозы, уверен Дмитрий Рогозин.
Глава ВПК рассказал, что США уже давно разрабатывают концепцию нанесения молниеносного удара неядерным оружием в любой точке планеты в течение одного часа. Не так давно Пентагон проводил штабную компьютерную игру, которая показала, что грамотное применение 3-4 тысяч единиц высокоточного оружия может сломить сопротивление практически любого противника. Такой удар может уничтожить до 80-90 процентов ядерного потенциала России, и американцы надеются, что это может стать причиной отказа руководства РФ от использования РВСН в случае подобного конфликта.
Однако российский ответ будет ассиметричен. По словам Дмитрия Рогозина, для ответа на подобные военные угрозы России необходимо разработать "автономное самодостаточное оружие, способное самостоятельно решать боевые задачи".
Второй гипотетический сценарий конфликта - бесконтактная война с равным по научно-техническому потенциалу противником. Рогозин отметил, что в условиях сокращения численности Вооруженных сил и увеличения важности роли мобильный войск часто задаются вопросы о том, готова ли армия ко встрече с противником, заранее подготовившимся к масштабному наступлению. Вице-премьер заверил участников конференции, что в случае крупномасштабного наступления атакующие силы противника будут уничтожены при помощи бесконтактного оружия.
Третий сценарий - локальные войны. Говоря о столь распространенных в современном мире локальных вооруженных конфликтах, Рогозин вспомнил, что опыт участия СССР в войне в Афганистане оказался неудачным, так как подготовленные к масштабной войне вооруженные силы оказались не готовы к решению точечных задач. Неточность в расчетах при применении реактивной и дальнобойной артиллерии иногда приводила к уничтожению целых населенных пунктов, что лишь ожесточало местное население и, как следствие, усиливало конфронтацию. Лучше всего в тех условиях воевали группы спецназа, зачастую использовавшие то же оружие и снаряжение, что и их противники. Несмотря на огромный научно-технический потенциал, мы не смогли ответить на афганский и чеченский вызовы. Широкое распространение локальных конфликтов заставило Россию учесть ошибки и начать разрабатывать высокоточное оружие, необходимое для получения преимущества в подобных войнах.
Четвертый сценарий - война с терроризмом. Вице премьер напомнил, что в ходе последних крупных терактов (например, при захвате школы в Беслане) террористы в первую очередь избавились от оконных стекол, памятуя об ошибках, допущенных при теракте в театральном центре на Дубровке. Все чаще террористы используют современные информационные технологии, в то время как борьба с ними сводится к проведению оперативно-розыскных мероприятий. По мнению главы ВПК, для борьбы с терроризмом необходимо создание единой базы данных, интегрирующей данные.
Пятый сценарий - конфликт в Арктике. Дмитрий Рогозин отметил, что освоение Арктики вполне может привести к военному противостоянию. Российские объекты топливной инфраструктуры могут подвергнуться диверсиям. В подобных случаях особенно важно определить не только исполнителей, но и заказчиков подобных действий, так как только в таком случае на них можно будет дать адекватный ответ. Интенсификация использования северного морского пути также усложнит обстановку в регионе, заметил вице-премьер.
Современные способы борьбы не универсальны и не могут быть использованы для нейтрализации всех типов угроз, заявил Рогозин, подводя итог сделанным прогнозам. По его мнению, России необходим технический прорыв, обеспечить который можно лишь за счет взаимодействия правительства, военных, науки и промышленности.
Рогозин отметил, что главным системным координатором указанного процесса взаимодействия является Военно-промышленная комиссия. Он напомнил, что в 1990-е годы была разрушена существовавшая в СССР система разработки новых видов вооружений и развития ОПК. Именно восстановлением подобной системы, позволяющей с уверенностью смотреть в будущее, занимается ВПК.
"Итогом нашей работы должно стать не просто перевооружение, а новая индустриализация России", - заявил Дмитрий Рогозин, подводя итог всему своему докладу.
Дмитрий Рогозин, вице-премьер, председатель ВПК:
Фото:Сергей Савостьянов/ РГ
- Задачи, поставленные Владимиром Путиным, должны быть выполнены полностью, причем творчески.
- Россия должна быть самостоятельной и сильной, либо ее не будет вовсе.
- Будет происходить еще более жесткая борьба за ресурсы.
- Будут наращиваться инструменты, чтобы вытягивать из других стран ресурсы, чтобы поддерживать уровень потребления, к которому привыкли на Западе.
- Первая атака производится через информационные сети.
- Россия не намерена участвовать в новой гонке вооружений с позиции стороннего наблюдателя, заявлял Владимир Путин.
- В 2012 году почти 500 предприятий ОПК были охвачены модернизацией.
Какие войны нас могут ожидать в будущем?
Несколько гипотетических сценариев:
1. Бесконтактна война с противником, который находится на более высоком технологическом уровне. Отставание РФ составляет по некоторым направлениям десятки лет. Что можем противопоставить - силы стратегического ядерного вооружения.
3. Контактная война с противником, который находится примерно на одном с нами уровне. Война все-таки должна вестись с нашей стороны бесконтактно.
3. Локальные войны.
4. Террористические акты. Неординарная система электронного контроля уже разрабатывается в России.
5. Противоборство в Арктике. Необходимы современные системы мониторинга. Нужен технологический прорыв при взаимодействии конструкторов, технологов, концентрация научного потенциала.
Руслан Цаликов, заместитель министра обороны:
Фото:Виктор Васенин/ РГ
- Мы надеемся синхронизировать ряд процессов: ОПК, инфраструктура, кадры.
- 130 тысяч квартир выдано с 2010 года, еще 50 тысяч находятся в очереди. Причем, всего 70 тысяч офицеров было в очереди изначально.
- Нами поставлена серьезная задача - ежегодно в России должно возводиться не менее 100 жилых объектов. На эти цели будет выделено 300 млрд рублей.
- Ежегодно будем получать в армию около 200 летательных аппаратов, 600 единиц бронетанковой техники.
Иван Харченко, первый зампред Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ:
- На продукцию военного назначения установлено госрегулирование цен.
- Предприятиям промышленности гарантируется прибыльность.
- Полный приоритет отечественным производителям.
- Заказчик может компенсировать производителю убытки за производство перспективной техники.
Андрей Клепач, замминистра экономики:
Фото:Олеся Курпяева/ РГ
- Удельный вес оборонки в промышленности невелик. Рентабельность всего около 3-4 процентов. Качество роста при этом достаточно большое.
- Вклад ОПК в развитие промышленного комплекса, технологий очень большой.
- Одна из ключевых задач ОПК - концентрация потенциала. Большинство предприятий перекредитованы. Нужно финансовое оздоровление отрасли, но это нельзя делать только бюджетными средства.
- Перед крупными корпорациями на 2-3 года стоит задача закончить процесс укрупнения (это ОСК, ОАК и др.)
Андрей Григорьев, глава Фонда перспективных исследований:
Перед нами стоят следующие задачи:
- Сосредоточение ресурсов (нужен научный инкубатор)
- Создание условий для научного прорыва
Принцип фонда - разрешается все, кроме использования устаревших технологий. К нам поступило уже 600 предложений проектов в частности, по созданию боевой автономной платформы и прототипов новых образцов вооружений.