28.06.2013 00:53
Власть

Выжутович: России надо доказать способность урегулировать конфликты

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (6115)
В понедельник вступил в силу принятый властями Приднестровья закон о госгранице.
Читать на сайте RG.RU

Закон предусматривает установление контроля над населенными пунктами, находящимися под юрисдикцией Кишинева. Имеются в виду левобережные села Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя, а также Варница на правом берегу Днестра. Вокруг этих сел не раз вспыхивали приграничные конфликты и споры. И вот теперь непризнанная республика "до признания суверенитета и независимости" установила "в одностороннем порядке меры по защите своего суверенитета на госгранице".

Молдавское правительство отреагировало резким заявлением. Оно назвало приднестровский закон "противоречащим юридическим нормам и логике урегулирования конфликта и обвинило Тирасполь в "создании новых барьеров и препятствий политического, административного и экономического характера". В свою очередь, МИД ПМР заявил, что, возмущаясь этим законом, Молдавия отвлекает внимание от вводимых ею самой санкций против граждан России (180 тысяч человек) и Украины (100 тысяч), проживающих в Приднестровье.

Не приведет ли установление границы к резкому, вплоть до военного столкновения, обострению отношений между Молдавией и Приднестровьем?

Действительно, Молдавия первой в апреле этого года объявила о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем. До сих пор, все двадцать лет, что длится конфликт, никакой официальной границы между Молдавией и Приднестровьем не существовало. Многие приднестровцы имеют молдавские паспорта, движение с левого берега Днестра на правый и обратно за эти годы никогда не регулировалось пограничным шлагбаумом. Объявить, что такой шлагбаум нужен, Кишиневу пришлось после того, как Евросоюз пообещал либерализацию визового режима для граждан Молдавии, если будет обеспечена безопасность не только западной, но и восточной границы. Попросту говоря, Евросоюзу надоело проникновение приднестровцев с молдавскими паспортами на его территорию.

Не приведет ли установление границы к резкому, вплоть до военного столкновения, обострению отношений между Молдавией и Приднестровьем? Министр обороны Молдавии Виталий Маринуца сказал, что не видит такой опасности. "У них достаточно разума, и они знают, что начать конфликт легко, но нужно быть способным продолжить атаку и достигнуть запланированной задачи", - заявил министр. Такой способностью, на его взгляд, приднестровская армия не обладает.

Принятие Приднестровьем закона о госгранице вызвало беспокойство в Европе. Комитет парламентского сотрудничества Европейский союз - Республика Молдова по итогам своего заседания, прошедшего в Брюсселе 17 и 18 июня, принял ряд рекомендаций молдавским властям и Европейской комиссии. По мнению членов комитета, закон о госгранице, принятый в одностороннем порядке, "создает новые барьеры и препятствия политического, военного и административного характера на пути переговоров в формате "5+2", где Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта; Россия, Украина - гаранты и посредники; ОБСЕ - посредник; Евросоюз и США - наблюдатели.

России надо доказывать миру свою способность урегулировать конфликты на постсоветском пространстве, став посредником между Кишиневом и Тирасполем

Комитет призывает к "завершению вывода российских военных подразделений" из Приднестровья. Призыв адресован всем участникам приднестровского урегулирования, но в первую очередь, конечно, Москве. Позиция Москвы известна: российские войска охраняют склады с боеприпасами, и пока они не вывезены, военные оттуда не уйдут. Вывозу подлежит около 20 тысяч тонн боеприпасов. Но даже если снаряжать за составом состав, на снятие главной преграды между Кишиневом и Москвой, по оценкам экспертов, потребуется не менее трех лет.

Не будем делать вид, будто спор идет лишь о технических возможностях освобождения Молдавии от российских военных. Понятно ведь: Россия хочет сохранить тут свое влияние. В этом ей хорошо помогает руководство непризнанной республики, убеждая сограждан и мировое сообщество: как только Россия выведет свои войска из Приднестровья, Молдавия тотчас введет туда свои.

Верит ли Москва, что именно так и случится? Прямых подозрений на этот счет российское руководство никогда не высказывало. Но о том, что в Приднестровье проживают 180 тысяч российских граждан, Москва не забывает и Кишиневу забыть не дает. Вывод российских войск так или иначе увязывается с проблемой приднестровского урегулирования. Если на левом берегу Днестра снова начнется вооруженное противостояние, как в 1992 году, в Россию хлынут потоки беженцев. Но такие последствия молдавское руководство до сих пор не принимало во внимание, требуя вывести российские войска.

Значение Молдавии для России, конечно, не стоит преувеличивать. Но России важно сохранить свою роль в решении преднестровской проблемы. России в принципе необходимо доказывать мировому сообществу свою способность урегулировать конфликты на постсоветском пространстве, а лучшее доказательство этой способности - успешное посредничество между Кишиневом и Тирасполем. Увы, для Приднестровья приемлемы только два варианта - либо признание его независимости, либо вхождение в состав России. Ни того, ни другого оно не получит. Максимум, что может сделать Россия для Приднестровья, это защищать его интересы в переговорном процессе с Молдавией. Не выходя за дипломатические и другие границы, которых теперь здесь, похоже, прибавится.

Позиция