Программа "Школы: партнеры будущего" была принята в 2007 году и полностью финансируется правительством ФРГ. На эти средства Центральное управление школ за рубежом (ZfA) совместно с МИД ФРГ оказывают поддержку 1400 учебным заведениям: оснащают необходимой литературой и техническими средствами обучения, организуют стажировки для педагогов, предоставляют возможность выпускникам 9-11-х классов получить диплом немецкого языка. Через два года количество школ, вовлеченных в программу, должно вырасти до 2000.
- У "Партнеров будущего" несколько задач. Во-первых, популяризация немецкого языка в мире. Во-вторых, формирование интереса к современной Германии и обеспечение прямого доступа к германскому образованию. В-третьих, поиск перспективной молодежи, которая после обучения будет работать на совместных предприятиях, например, германо-российских, - комментирует Ута Вулленбеккер, консультант-координатор ZfA на Урале.
Из 77 российских школ, присоединившихся к программе, 9 расположены на территории Большого Урала, в основном, в административных центрах субъектов РФ: гимназия N 37 в Екатеринбурге, школа N 12 в Перми, гимназия N 96 в Челябинске, школы N 86 и N 47 в Уфе, школа N 61 в Оренбурге. Но ZfA готово рассматривать и заявки и от более мелких муниципалитетов. Главное, чтобы качество преподавания языка там было на достойном уровне. Хороший пример в этом плане показывают лицей N 9 из Магнитогорска, школа N 10 из Златоуста и школа N 32 из Нижнего Тагила.
- Довольно неплохие учебные заведения в Тобольске, Тюмени, Кургане - мы к ним присматриваемся. С другой стороны, надо понимать, что мы вряд ли сможем охватить все города и деревни округа. И тому есть объективные причины. Таких специалистов, как я, имеющих право от имени ZfA координировать учебные программы, вести уроки, принимать экзамены с присвоением языкового диплома, на Урале всего шесть, а по всей России - не более 40. Даже если к каждому "прикрепить" по 3 школы, нагрузка получится колоссальная, - поясняет госпожа Вулленбеккер.
Экзамены на знание немецкого языка обычно проходят в декабре. Сочинения соискателей на заданную тему отправляют на проверку в ФРГ, устную часть, куда вхдят самопрезентация и собеседование, они сдают на месте. Если для диплома I ступени (соответствует уровню А2B1 общеевропейской классификации GeR) достаточно рассказать о себе, своей семье, хобби или родном городе, то II ступень (уровень B2C1) потребует уже более серьезных рассуждений, например, на тему выдачи водительских прав с 16 лет или источников энергии в будущем.
Большинство российских школьников стремятся получить именно диплом B2C1, с которым можно поступать в университеты Германии. И не только потому, что современная молодежь повально стремится к высшему образованию. Дело в том, что в разных федеральных землях разные требования к абитуриентам-иностранцам. Так, на юге даже для поступления в колледж необходим диплом II ступени, хотя на севере для этого достаточно уровня А2B1. Особо талантливым, показавшим отличные результаты на экзамене, могут назначить стипендию в размере 650 евро в месяц на все время обучения в вузе.