30.06.2013 20:47
В мире

Хайле Гебреселассие: Я не перестану бегать до последнего своего дня

В 40 лет великий эфиопский бегун мечтает стать главой государства
Текст:  Николай Долгополов (Лозанна)
Российская газета - Федеральный выпуск: №142 (6118)
Получив в пятницу награду "Сила спорта" от Международной Ассоциации спортивных журналистов (АИПС) обычно молчаливый Хайле Гебреселассие разговорился.
Читать на сайте RG.RU

Давайте начнем с награды. Она вручена за ту помощь, которую вы оказываете больным СПИДом, собирая для них средства на лечение, и за подготовку молодых спортсменов из бедных семей. Как отнеслись к такому признанию со стороны журналистов?

Хайле Гебреселассие: Пресса - великая сила. Она начинает войны и иногда их даже заканчивает. Возвеличивает героев, а порой их развенчивает. А спорт без журналистов - вообще ничто. Кто бы узнал о наших подвигах, если бы не спортивные репортеры. Но награду я принял если не как должное, то как результат того, ради чего старался 26 лет.

И ради чего вы бегали длинные и сверхдлинные дистанции, выигрывали две золотые олимпийские медали на десятки, четыре раза становились чемпионом мира, а уж сколько мировых рекордов побили - знают только статистики.

Хайле Гебреселассие: Ради того, чтобы доказать, что низкорослый маленький африканец все может. Однажды я впервые вышел на беговую дорожку - бежал за мою школу, в которой училось 2000 таких же ребят как я - не лучше, но и не хуже. И рванул на 1500 так, что поначалу все отстали. Я слышал чуть не смех позади бегущих, они - опытные бегуны постарше -знали, что я сейчас сгорю и сойду. Но когда до финиша осталось совсем немного, им стало не до смеха, потому что разрыв составил уже метров 60, даже 70. И на следующий день в школе на линейке меня вызвали к школьному флагу. Директор произнес речь, запомнившуюся мне на всю жизнь: этот паренек бежал не за себя, или не только за себя, он сражался за нас с вами и за честь школы. С тех пор я сделался знаменитым. А речь запала в душу. И еще 24 года я сражался и терпел на беговой дорожке. Не за себя, как сказал директор, а за мою страну. Кем бы я был без этой силы спорта? Да никем. Я даже впервые поднялся на борт самолета, когда мне исполнилось уже 17.

Обычный для многих первый опыт.

Хайле Гебреселассие: Для всех, но не для меня. Летел из моей Эфиопии на немецком самолете в Германию. Полет долгий, и я начал ерзать в кресле, так мне хотелось в туалет. Тренер это заметил, объяснил, куда идти. Я же не понимал. Ведь земля - там, внизу, а где же туалет. И все же я послушался, облегчился, нажал на смыв воды. И она спустилась с лязгом и шумом. Перепуганный я выскочил в салон с мыслью, что сделал что-то не так и повредил самолет. Однако все оставалось спокойным. Вот как я начинал.


Легендарный бегун Гебреселассие на московском чемпионате мира по легкой атлетике боится только холодной погоды. Фото: Reuters

А что нужно, чтобы бегать как вы?

Хайле Гебреселассие: Я это знаю точно. Во-первых, дисциплина. Если вы каждый день пробегаете свои десятки километров, значит, из вас что-то может получиться. Во-вторых, тяжеленный труд: иногда перед стартом важного турнира тренер требует еще больше увеличить и без того немыслимые нагрузки. И если ко всему этому добавить умение терпеть, которе дается благодаря дисциплине и труду, из вас может получиться неплохой стайер. Но, тут всегда есть но. Первый шаг - это победа над собой. Если вы наметили встать в 6 и пробежать 15 километров, а встали в 7 и решили отложить тренировку на завтра, значит, вы уже проиграли. Старайтесь никогда не проигрывать себе. Это расслабляет. И, ни в коем случае не жалейте себя.

Вы перестали бегать?

Хайле Гебреселассие: Я не перестану бегать до последнего своего дня. Я перестал соревноваться. Хватит, 40 лет, и я задумался о политической карьере.

Мечтаете об избрании в парламент?

Хайле Гебреселассие: Нет, в президенты. По-моему, можно, как и в спорте сразу ставить перед собой самые высокие цели. Я же говорил вам: дисциплина, труд, талант и цель. Именно подобным образом осуществляется мечта.

А в Москву на чемпионат мира вы приедете?

Хайле Гебреселассие: Очень бы хотел, и одна фирма, с которой долгое время работаю, обещала всячески этому содействовать. Буду смотреть за стайерами. Увы, в последние время почти все они переключились с пяти и десяти километров на кроссовые дистанции и марафоны. А ведь молодому парню пробежать 42 километра и 195 метров - это что загнать себя. Надеюсь, в Москве увидеть хороший смелый стайерский бег. Боюсь лишь одного.

Это чего же?

Хайле Гебриеселассие: Я был в Москве на турнире и чуть не замерз. А как сейчас у вас с температурой?

Дорогой Хайле, чего-чего, а морозов можно не бояться. Температура побила все рекорды, установленные еще в 1911-м. Жару и теплый прием обещаем.

Эфиопия