01.07.2013 00:46
Экономика

IKEA и российская компания спорят из-за миллиарда долларов

В хозяйственном споре между ИКЕА и российской компанией - на кону шведский долг в 1 миллиард долларов
Текст:  Ирина Пирогова
Российская газета - Федеральный выпуск: №140 (6116)
Пугающая обывателей цифра долга в 1 млрд долларов может вырасти до космических масштабов. В рублевом эквиваленте пресса называет цифру в 33,2 млрд рублей, что с трудом воспринимает воображение. Одним словом - много, даже очень. Откуда же взялись такие долги? Попробуем разобраться.
Читать на сайте RG.RU

Упрямые викинги

Работает в России ИКЕА более чем успешно, получает огромные доходы, (оставляя у нас значительно более скромные налоги) и демонстрирует своим партнерам по бизнесу хватку, предприимчивость и упорство в достижении цели. Упорство, вполне сравнимое с настоящим мегаупрямством, ну, примерно таким, какое показывали врагам викинги.

И тогда у викингов, и сейчас у ИКЕА не все получается гладко. И странно было бы удивляться этому: жизнь есть жизнь. Например, в мае 2010 года на авторитетном новостном электронном сайте была пересказана публикация одной из центральных газет, которая взяла и подсчитала так называемые "взяткоемкие ситуации", в которые ИКЕА попадала в России. Были, оказывается, такие истории, и набралось их немало. Каким-то образом журналисты выяснили, что, например, из 14 икеевских торговых центров "Мега" лишь два открылись в срок и без проблем. Не будем уточнять каких.

Там же сообщалось, в частности, что в Казани торговый центр "ИКЕА МОС" несколько лет проработал вообще без разрешения, что в Самаре тоже хватало трудностей, просто зашкаливало. Причем все это не осталось незамеченным. Со ссылкой на высшие министерские чины было сказано, что "формально ИКЕА не всегда действовала в правовом поле". Такая оценка дана на дипломатическом языке. А если перевести на простой и понятный разговорный?

У ИКЕА защитников хватает. Один из них высказался так: "Если бы все соблюдали строительное законодательство, то в России до сих пор не было бы ни ИКЕА, ни других крупных проектов".

Как бы то ни было, проблемы с чиновниками, правоохранителями, бюрократами, дорогами, дураками и лентяями не останавливали шведскую торговую экспансию на необъятном российском рынке. Подоспело время открывать сразу два громадных торговых центра в Северной столице: Мега-Парнас и Мега-Дыбенко. Заработанных в России денег, сил и энергии хватает.

Кстати, об энергии. Электрической

Именно с электрической энергией произошла первая серьезная (что выяснилось потом) заминка в Питерском проекте. Электричество не просто важно для ИКЕА, а, как бы сказал классик, архиважно. Без него в зданиях торговых центров сразу наступает глубокая и непроглядная ночь, не работают эскалаторы, лифты, кассы, выходит из строя вся система жизнеобеспечения - пожаротушение, воздухоснабжение, эвакуация (не дай бог!) и пр. Обычно ИКЕА удавалось - иногда не сразу, но все же удавалось - договариваться со "светом". Но не в этот раз.

Оба торговых центра планировалось открыть в октябре 2006 года. Если вспомнить, то российская экономика развивалась тогда стремительно. О грядущем заокеанском кризисе еще и не думал никто, бум строительства в России был на своем пике, энергетики не успевали за новыми потребителями. Для того чтобы открыться в срок, ИКЕА арендовала у ООО "САЭ" электрогенераторы. Схема простая и бесхитростная: договор аренды на определенный срок, полная предоплата, доставка на объект, подключение и эксплуатация силами САЭ за счет арендатора - ИКЕА.

В октябре 2006 года центры открылись. Генераторы от САЭ не просто были востребованы, а спасли в прямом и переносном смысле. Сначала был разговор о двух месяцах аренды, потом о трех и так более двух лет - до конца 2008 года.

Как позже выяснили журналисты, договор с "Ленэнерго" был подписан лишь осенью 2007 года со сроком подключения к сетям в конце 2009-го (!). Получается, ИКЕА обратилась в "Ленэнерго" за подключением через год после открытия торговых центров и уже в конце 2007 г. знала, что не стоит ждать подключения от "Ленэнерго" ранее конца 2009 г. Скандал. Внутренний. Со всеми вытекающими. Шведская пресса, кстати, предала некоторые из этих фактов огласке, попутно рассказав очень много интересного о работе ИКЕА в России.

Задолго до оргвыводов, весь 2009 г., руководство ИКЕА упорно боролось за "свет" и искало виновных. Жаловались, куда могли, дойдя до уровня вице-премьера российского правительства, не говоря уже о губернаторском. Пока жаловались, не только не платили задолженность по аренде за 2007 - 2008 гг., но и продолжали пользоваться генераторами САЭ в2009-2010 годах, отказавшись от их возврата. Причем, как с юмором отмечали участники "генераторной эпопеи", очень было похоже, что кто-то все время пытается то сэкономить на генераторных мощностях себе же во вред, то отключить их, то опять подключить, поставить в резерв, но в любом случае не отдавать.

Все эти, мягко говоря, телодвижения шли вразрез с подписанными договорами. А по ним надо было платить, тем более что была изменена - об этом пресса писала - форма оплаты с авансовой на кредитную под 36% годовых. С июля 2007 г. долг рос не только за счет невыплаченной аренды, но и за счет коммерческого кредита по ставке 0,1% в день. Логику в действиях старого руководства ИКЕА можно было попытаться объяснить только в 2010 г. после тех самых публикаций в шведской прессе. Аналитики рассматривали даже такую версию, она тоже получила свою огласку в прессе, что прежнее руководство ИКЕА в России могло просто попытаться не показывать эту задолженность учредителям и контрольным органам. Возможно даже, что изначально, еще с 2007 г., эту задолженность ИКЕА и не планировала гасить. Остается только гадать...

Платить иль не платить?

Если уважаемый читатель подумал, что у ИКЕА нет денег, то это не так. Есть, но платят они их только тогда, когда не платить уже нельзя. Шведы рассчитались за аренду генераторов в 2007 и 2008 годах только в ноябре 2010 года, фактически после 2 лет борьбы, выплатив - страшно сказать - около 25 млрд рублей, из которых большая часть - это проценты и штрафы за 3 года просрочки. Эта цифра прошла в прессе и ни разу никем не была опровергнута. Но это был не весь долг. Срок аренды истек в конце 2008 года, но ИКЕА продолжила пользоваться генераторами в 2009 - 2010 годах и вернула их только летом 2010 года. Но за аренду надо платить вне зависимости от того, с какой степенью интенсивности они использовались и для чего. Таковы логика и правила аренды, о чем ИКЕА как крупнейшему арендодателю торговых площадей в России прекрасно известно.

После того как жалоба ИКЕА от 17 апреля 2009 года вице-премьеру правительства РФ на невозможность вернуть арендованные генераторы не дала результата, ИКЕА и САЭ подписали дополнительное соглашение на пользование генераторами в 2009 - 2010 гг. и даже на их выкуп до 31.03.2010 г. Но, увы и ах, САЭ напрасно ждало денег по этому соглашению. Протянув время до конца марта 2010 г., ИКЕА опять отказалась от оплаты. Видимо, цель была старая - морочить голову, тянуть время и не платить любой ценой. Реализовать эту важную комбинацию поручили человеку с опытом - директору по Санкт-Петербургу, а в прошлом выпускнику разведшколы шведской армейской разведки Йоакиму Виртанену. Не зря же он имел специализацию по России и изучал свои спецпредметы, которые при случае можно попробовать применить и в бизнесе. Но спецпредметы оказались бессильны против экспертов МВД, которые установили, что на дополнительном соглашении стоит подпись и ее расшифровка на русском языке, выполненные Виртаненом.

Еще один интересный документ - подписан генеральным директором "ИКЕА МОС" Стефаном Гроссом, правда, проработавшим на своей должности немного: всего несколько месяцев. В этом письме Гросс гарантирует оплату САЭ по трем десяткам счетов. Подпись свою господин Гросс поставил, но через два года - в 2012 году - отказался от нее. Письма, сказал он, я и в глаза не видел, а 5 февраля 2010 г. (дата подписания письма. - Ред.) "я весь день занимался проблемой снега на крыше Торгового центра МЕГА Екатеринбург". Чистил ли сам свежевыпавший снежок директор ИКЕА в России или лично руководил на крыше действиями подрядчиков, в объяснении не уточняется. Не видел письма и не мог подписать - снегом занимался. Все! Точка! А ведь мог, между прочим, и в перекур подмахнуть бумажку, чего уж там...

Официальная почерковедческая экспертиза, проведенная правоохранительными органами, признала подпись Гросса подписью Гросса. Но он тоже уже не работает в "ИКЕА МОС". Давно не работает, потому что был уволен через неделю после подписания письма.

Вообще ИКЕА проявляет мегаизобретательность в поиске обоснования своего нежелания платить по счетам. И все равно оно не сработало: долги по аренде 2007 - 2008 гг. по ранее поданным САЭ искам пришлось погасить, подписав почетную капитуляцию 22 ноября 2010 г., громко названную "Соглашением об урегулировании споров". При этом 21 октября 2010 г., за месяц до подписания Соглашения от 22 ноября 2010 г., САЭ передало все права на взыскание долгов ИКЕА за 2009 - 2010 гг. на ООО "РУКОН", о чем уведомило руководство ИКЕА почтой, курьером и под роспись секретарей и главного бухгалтера - всего 7 раз.

При этом задолженность по аренде за 2009 - 2010 г., по которой САЭ не подавало исков к ИКЕА, погашена не была, т.к. ИКЕА не признает ни якобы "поддельное" дополнительное соглашение, подписанное Виртаненом, ни самого факта нахождения генераторов в пользовании в 2009 - 2010 гг.

Но конечно, самым главным сюрпризом для РУКОН явились утверждения ИКЕА о том, что они уже заплатили аренду за 2009 -2010 гг. в САЭ, а также что все уведомления об уступке и 37 счетов на оплату аренды являются поддельными.

Может быть, это не совсем этично, зато эффективно: можно, как минимум, повременить с оплатой. А пока есть время, можно подумать и об уголовном деле, основанием для возбуждения которого послужило обращение "неустановленного лица" в лице генерального директора РУКОН в арбитражный суд, которое якобы "заведомо знает об отсутствии у него права на иск и пытается таким путем похитить деньги у ИКЕА". С такой формулировкой можно высказать претензии любому истцу в арбитражных судах.

К юридическим формулировкам, определениям и трактовкам всегда можно найти претензии. Вызывает недоумение то, что следствием проведены экспертизы, которые подтвердили подписи секретаря и главбуха ИКЕА на изъятых у РУКОН спорных документах по уступке, при этом уголовное дело не прекращено, подлинные документы не возвращены, ИКЕА все еще "потерпевший", а директор РУКОН пока так и не получил копии положительных экспертиз по изъятым у него документам, так как он свидетель по делу и это якобы нарушает права потерпевшего, того самого, который ранее заявлял о поддельности документов.

Кстати, в возбуждении уголовного дела в отношении "ИКЕА МОС" представителям РУКОН было отказано. Причина: "В настоящий момент отсутствуют доказательства умысла в действиях руководства "ИКЕА МОС". "Умысел" по Ожегову есть "заранее обдуманное намерение". Получается, что ИКЕА свои действия заранее не обдумывала, пользовалась 2 года оборудованием и 4 года не платила за него случайно!

Перспективы

Перспективы очевидны. За недоплаченный миллиард долларов ИКЕА, судя по всему, будет бороться, так как руководство компании полагает, видимо, что борьба дешевле, чем оплата счетов. Да и долг за аренду, вероятно, по старой традиции в учете не отражен. ИКЕА контратакует. Поданы встречный иск к РУКОН в Арбитраж, обращения в прокуратуру и полицию, письма в правительство, то есть стоят насмерть, как раньше перед "капитуляцией" 22 ноября 2010 г.

Наверное, зря. В уголовном деле, том самом, в возбуждении которого РУКОН пока было отказано, есть один любопытный пассаж. Звучит он так: "...В ходе проверки установлено, что заявления и доводы руководителей ИКЕА о подложности Дополнительного соглашения от 26.10.2009 г. и гарантийного письма ИКЕА от 05.02.2010 г., о неосведомленности и неполучении руководством ИКЕА счетов на оплату уступленной на РУКОН задолженности и уведомлений об уступке, о включении и погашении требований РУКОН в Соглашение от 22.11.10 и о мошеннической попытке их повторного взыскания не соответствуют действительности и опровергаются материалами проверки, в том числе результатами криминалистических исследований". Получается, что ИКЕА уличили, но пока к ответственности не привлекли - сложно доказать умысел в действиях постоянно меняющихся руководителей ИКЕА. А ведь можно было бы и привлечь, например, за ложные обвинения в мошенничестве, за введение в заблуждение правоохранительных и судебных органов, да просто за мегавранье, опровергать которое приходится при помощи экспертиз.

Ну а что же долг? В 2011 году ИКЕА было выставлено требование за аренду 2009 - 2010 гг. на сумму 23 млрд рублей, к которым за два года в виде процентов приросли еще 10 млрд, что по нынешнему курсу как раз и составляет 1 млрд долларов. И этот долг продолжает расти со скоростью 0,1 процента в день.

Арбитражный процесс еще не завершен и завершится явно не завтра. Но уже сейчас есть очевидный для всех нас результат: даже такие серьезные и слишком затянувшиеся споры между предпринимателями сегодня все же решаются не только в Лондоне, но и в российском Арбитраже по российскому праву. Попытки же решить арбитражный спор через уголовное дело помогли, судя по всему, лишь еще больше увеличить долг и оттянуть мегарасплату.

Крупные компании