Обмен такими инспекциями предусмотрен Договором "Открытое небо". Россия участвует в нем не один десяток лет и даже имеет под эту миссию специальный летный отряд. Самолеты авиационного мониторинга дислоцируются на двух подмосковных военных аэродромах. В Чкаловском стоят Ту-154 МЛК1, оборудованные аппаратурой видео- и фото контроля. На Кубинке - Ан-30Б с аналогичными приборами на борту. Одна из таких машин как раз полетела в Норвегию.
Ее старты намечены с аэродрома Гардермоен. В Минобороны РФ говорят, что инспекционные маршруты были заранее согласованы с местными военными. Максимальный путь, который российский Ан проделает в небе соседнего государства, - 1700 километров. Для относительно небольшой скандинавской страны это - приличное расстояние. Так что у наших инспекторов будут возможность снять на пленку сразу несколько норвежских военных городков. Осматривать их на земле и садиться вне указанных хозяевами аэродромов иностранным контролерам категорически запрещается.
В принципе такие полеты можно назвать официально санкционированным воздушным шпионажем. Но дипломаты, да и военные предпочитают более "мягкую" терминологию. Они именуют эти миссии контрольными, имея в виду предусмотренный Договором "Открытое небо" официальный мониторинг перемещения войск внутри страны. Соглашение, в общем-то, и придумали для того, чтобы исключить внезапное нападение какого-то государства на соседей.
Если инспекторы зафиксируют с воздуха, что оно без предварительного уведомления подтягивает к границе армейские части или направляет к пограничным водам свои военные корабли, сопредельные страны немедленно об этом проинформируют. И кое-кому придется объяснять международному сообществу, что за нужда заставила проводить такие маневры.
В Минобороны России уточнили, что только в нынешнем году наши офицеры в рамках "Открытого неба" 17 раз летали за рубеж. Командировка в Норвегию - восемнадцатая. Ответных инспекций было куда больше.