Год и четыре месяца назад "Российская газета" опубликовала статью Владимира Путина "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России".
Она написана в рамках предвыборной президентской кампании. Аналогичные статьи, всего их было семь, посвященные самому широкому спектру вопросов жизни российского общества, публиковались тогда во многих газетах: от "Известий" до "Московских новостей".
Отличие публикации в "РГ" от других в том, что она программно определяла пути развития Вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса страны.
Первая фраза статьи состояла всего из двух слов: "Мир меняется". Готова ли наша страна к динамично нарастающим глобальным и локальным переменам, многие из которых для нас совсем не благоприятны?
Вспомним, что произошло за шестнадцать минувших месяцев.
Мятежные события на Африканском континенте, особенно в его северной части. На Ближнем Востоке продолжается, невзирая на времена года, "арабская весна", чреватая еще многими потрясениями. В Сирии развернулась настоящая гражданская война, которая вполне может перерасти в крупный и кровопролитный региональный конфликт. Периодически и резко обостряется положение на Корейском полуострове. Разумное решение проблемы ЕвроПРО зашло в тупик. Испытываются новейшие виды военной техники, вчера еще казавшиеся фантастикой.
В частности, 14 мая этого года с борта атомного авианосца США "Джордж Буш" впервые поднялся в воздух беспилотный аппарат нового поколения Х-47В.
Владимир Путин уже публично назвал "спорным" решение Советского Союза отказаться от ракет средней дальности. Минувшая встреча президентов и России, и США, прошедшая в рамках "восьмерки", лишь подтвердила, что взаимоотношения двух государств сегодня далеки от идиллических.
Не случайно, наверное, президент РФ и Верховный главнокомандующий, вернувшись с той встречи, практически сразу посетил "Обуховский завод" в Санкт-Петербурге, где готовится площадка для выпуска зенитно-ракетных систем пятого поколения "Витязь".
Мы реорганизуем и укрепляем ОПК. Возникают споры: что сейчас важнее - строить гармоничное гражданское общество или перестраивать промышленность, чтобы она могла, в свою очередь, обеспечить выпуск соответствующих высокотехнологичных военных изделий для обеспечения безопасности государства?
Но о каком справедливом государственном устройстве можно говорить, если под угрозой может оказаться существование самого государства?
С другой стороны: почему идея построения сильной, независимой страны не может стать катализатором объединения различных политических сил в нашем обществе?
Именно для того, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, по инициативе "Российской газеты", поддержанной Военно-промышленной комиссией, на площадке "РГ" прошло обсуждение реализации тех программных задач, которые поставил Владимир Путин в своей статье.
Важность тем, предложенных для дискуссии, своевременность их постановки подтвердил список участников конференции: вице-премьер и председатель ВПК Дмитрий Рогозин, практически все члены Военно-промышленной комиссии, замминистра обороны Руслан Цаликов, директор Федеральной службы по оборонному заказу Александр Потапов, замминистра экономического развития Андрей Клепач и, как говорится, другие официальные лица. В зале находилось немало ведущих представителей оборонки, военных экспертов и весьма известных журналистов. Всего - около восьмидесяти человек.
Тон дискуссии задал вице-премьер и председатель ВПК Дмитрий Рогозин. В самом начале своего выступления он сказал:
"Программный текст Путина появился на свет в период избирательной кампании. Но по своему уровню и звучанию он стал абсолютно не предвыборным документом, а документом стратегическим. Своего рода историческим манифестом страны, которая после периода растерянности возвращается к своим ценностным ориентирам и прощается со многими иллюзиями и стереотипами, которые владели умами, начиная, по меньшей мере, с конца восьмидесятых".
Поэтому сегодня нам надо "трезво оценивать характер военных угроз безопасности страны, пусть и гипотетических". И Рогозин назвал пять, "пусть и гипотетических", сценариев вероятных военных конфликтов.
Первый: бесконтактная война с противником, который находится на более высоком технологическом уровне.
Второй: контактная война с противником, который находится примерно на равном нам технологическом уровне.
Третий: локальные войны.
Четвертый: противодействие терроризму, в том числе государственному.
Пятый: противоборство в Арктике.
Из содержания его доклада следовало, что уже не получится адекватно реагировать на эти угрозы, а тем более эффективно их парировать, включившись в классическую гонку вооружений, которая велась на протяжении всей истории человечества и особенно интенсивно в ХХ веке.
Владимир Путин в обсуждаемой статье этот момент выделил особо: "У ОПК нет возможности спокойно догонять кого-то, мы должны совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями. Обновление ОПК станет локомотивом, который потянет за собой развитие самых разных отраслей".
Россия должна совершить настоящую научно-техническую революцию и скачкообразно выйти на новый технологический уклад. Параллельно надо решить множество накопившихся в минувшее двадцатилетие проблем. Что делается в этих направлениях?
Как идет реформа Вооруженных сил, как выстраиваются отношения между военным ведомством и промышленностью, рассказал замминистра обороны Руслан Цаликов.
Первый зампредседателя ВПК Иван Харченко осветил вопрос совершенствования нормативно-правовой базы в сфере гособоронзаказа. Сегодня без этой "бюрократии" ритмично насыщать Вооруженные силы современным оружием не получается.
Замминистра экономического развития Андрей Клепач остановился на экономических аспектах реализации достаточно амбициозных программ в области военного строительства и привлечении частного бизнеса в ОПК. В подтверждение того, что оборонка реально выступает одним из локомотивов нашей экономики, он привел показательные цифры: "Если брать прошлый год, у нас машиностроение выросло на шесть и шесть десятых процента. В этом году, по-видимому, будет два процента, если не меньше. Оборонно-промышленный комплекс по прошлому году дал темпы роста где-то пятнадцать процентов, в этом году мы ожидаем, что будет где-то восемнадцать-девятнадцать процентов".
О жестком контроле реализации гособоронзаказов рассказал директор Федеральной службы по оборонному заказу Александр Потапов, подчеркнув, что возглавляемая им служба будет усиливать "фактор общественного контроля за закупками в сфере обороны, который нельзя переоценить".
Гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев подчеркнул, что "первая задача фонда - в правильном определении направления прорыва", и рассказал о том, какие поистине загоризонтные задачи предстоит решить, чтобы вечно не "догонять Америку", а идти наперерез самым высокоразвитым государствам, выходить в реперные точки кратчайшим путем.
Выступление главного редактора телеканала "RT" Маргариты Симоньян оказалось в числе самых интересных. Она наглядно, с весьма яркой видео- и фотопрезентацией рассказала об особенностях современных информационных войн. Давно не секрет, что информационное оружие сравнимо с оружием массового поражения - поражения сознания.
Для примера Маргарита Симоньян напомнила, что бюджет катарского телеканала "Аль-Джазира", который давно стал ярчайшим примером не столько успешной телекомпании, сколько успешного информоружия, превышает, по мнению экспертов, военный бюджет Катара.
Информационной стороне международного противостояния Россия внимания особого никогда не уделяла. Новейшая история показывает - зря. Сейчас ситуация стремительно исправляется. И правду о нашей стране мир узнает не только из новостей, к примеру, CNN, но и успешно входящей в глобальное информационное пространство сети "Russia Today".
Были и другие содержательные и актуальные доклады.
Подводя итог конференции, Дмитрий Рогозин сказал: "Даже там, где мы поняли свое отставание на долгие годы, бессмысленно идти по пятам, бессмысленно, чтобы желтая майка лидера маячила перед нашими глазами. Надо найти гораздо более короткий путь. Увидеть стратегическую цель вот за этим горизонтом и попытаться срезать научно-технический угол. Вот это самая главная задача, самая сложная задача целеполагания. И ее мы должны решить".
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сказал, что в результате проведенных реформ и создания ОАК, управление авиастроительной отраслью вышло на мировой уровень менеджмента. А качество новейших самолетов, проектируемых и выпускаемых в России - не уступает лучшим мировым образцам, что подтвердил показ отечественной авиатехники на недавнем Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже.
Президент Российской академии наук Владимир Фортов высказался о том, что формализм и бюрократия должны быть исключены из работы РАН, с этим надо бороться и в тех организациях, с которыми приходится работать нашим академикам. Вещи, которые, казалось бы, можно сделать за короткий срок, зачастую тянутся очень долго, что отшибает охоту у молодых людей в структуре РАН заниматься оборонными исследованиями. В своем докладе на конференции Владимир Евгеньевич предложил, что необходимо сделать, чтобы фундаментальные исследования в интересах национальной безопасности как можно скорее доходили до конечного потребителя, то есть - до военных.
Подробный отчет о конференции "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" будет опубликован в ближайших номерах "РГ".