02.07.2013 00:10
Экономика

Отечественные предприятия неохотно внедряют инновации

Отечественные предприятия неохотно внедряют инновации
Текст:  Евгения Мамонова
Российская Бизнес-газета - Инновации: №25 (903)
Почти 75% отечественных предприятий не планируют вводить инновации в ближайшее время. Такие данные опубликовал в своем последнем исследовании РСПП.
Читать на сайте RG.RU

"Инновации как товар в России пока не востребованы, - сокрушается заместитель председателя комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский. - Если бы мы решили проблему спроса на инновации со стороны предприятий, в первую очередь производственных, то очень сильно продвинулись вперед". Однако, по словам экспертов, предприятиям сейчас не до инноваций, они погружены в текущие проблемы, от решения которых будет зависеть дальнейшее выживание.

"Инновационная политика - дополнительный способ экономического стимулирования, - считает директор Союза развития наукоградов России Михаил Кузнецов. - Поэтому, прежде чем внедрять инновационные инструменты, необходимо применить традиционные экономические стимулы. Сейчас предприятия, которые и должны потреблять инновации, находятся в тяжелом состоянии".

Еще одна проблема заключается в том, что сегодня на плечи ученых возлагается ответственность за продвижение инноваций. "Ученый дальше разработок идти не должен, - уверен Михаил Кузнецов. - Продвигать разработку должны государство и бизнес. Наукоемкая продукция, как никакая другая, сильно зависит от заказа, поэтому ее надо поддерживать".

Некоторая поддержка в этом направлении все же осуществляется. Например, минэкономразвития предоставляет субсидии предприятиям на проведение НИОКР, есть льготы по амортизации оборудования, поддерживаются малые и крупные инновационные предприятия. Но все равно спрос на инновации остается низким. А большинство технологических исследований, которые имеют хорошую перспективу на рынке, не становятся в конечном итоге технологическим продуктом.

Для изменения ситуации были созданы технологические платформы по разным отраслевым направлениям. Однако положительного результата они пока не дали. "В течение всего 2013 года будет проводиться "зачистка" технологических платформ - сокращение тех, кто не показал свою эффективность, - говорит заместитель директора департамента инновационного развития минэкономразвития Ольга Кочеткова. - Технологические платформы должны включать представителей бизнеса, науки и образования. Особенность российских технологических платформ заключается в низкой бизнесовой составляющей. При хорошей научной составляющей нет связи с инвестором". "Технологические платформы - это хорошая идея, но она не работает, потому что не созданы рычаги воздействия, непонятно, как заставить людей работать, - считает председатель подкомитета РСПП по инновационной инфраструктуре и высоким технологиям Моисей Фурщик. - И здесь первые шаги должно сделать государство".

Другое направление в стимулировании спроса на инновации - программа инновационного развития компаний с госучастием. "Мы не можем говорить бизнесу, что ему делать, но мы можем создать условия, при которых бизнес сможет развивать производство, применять современные технологии, выпускать новые продукты, - объясняет Ольга Кочеткова. - Если эта схема заработает на крупных компаниях, то и другие тоже подтянутся".

Предполагается, что таким образом создастся спрос не только со стороны компаний с госучастием, но и от других. Научные организации, которые выполняют НИОКРы по заказу крупных госкомпаний, смогут удовлетворить спрос со стороны и других предприятий.

"Основной стимул для инноваций - наличие конкурентной среды, потому что в условиях серьезной конкуренции выигрывает тот, кто применяет новейшие разработки, - уверен Моисей Фурщик. - Однако добиться этого можно лишь с помощью господдержки, стимулирования спроса на инновации".

Конечно, есть примеры, когда только жесткая конкуренция является инновационным двигателем. Яркой иллюстрацией являются мобильные сети, которые развивают новые форматы передачи данных, используя как собственные разработки, так и применяя передовой мировой опыт. Однако это, скорее, исключение, чем правило. В целом в стране результаты совершенно противоположные. Основная причина - разрыв связей между производством и наукой. "Задача государства - помочь соединиться этим двум сферам: в первую очередь организовать заказ от производства к разработчикам", - говорит Моисей Фурщик.

По словам экспертов, чтобы подобное взаимодействие наладилось, необходимо создать орган, ответственный за инновации. "По сути, у нас сейчас нет "главного по инновациям", не с кого спросить, - считает Моисей Фурщик. - Помимо президента, который в ручном режиме решает наболевшие проблемы, никто толком не отвечает за инновации. Эту ситуацию надо менять. Необходимо создать отдельный орган на уровне министерства".

Инновации